Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:59
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

«Версия»: Росимущество отбирает землю у Елены Батуриной в интересах частных структур?

Опубликовано
Текст:

Официально не опубликованный, «закрытый» указ Бориса Ельцина 1993 года может стать основанием для изъятия спустя почти 20 лет у Елены Батуриной более 16 гектаров земли в престижном районе Москвы. Девятый апелляционный суд города Москвы принял решение о безвозмездном изъятии в пользу государства земельного участка площадью 16,4 гектара у ЗАО «ТД Сетуньская», акционером которого является супруга экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. В настоящее время «Сетуньская» пытается использовать свой последний шанс: компания обратилась в Верховный суд, заседание которого должно состояться 9 ноября.

Громкому конфликту между структурами Елены Батуриной и Росимуществом вокруг земель ТД «Сетуньская» посвящен материал, опубликованный в издании «Версия».

Возможность свободного оборота земли и частная собственность на землю – не только всем известные базовые принципы рыночной экономики, но также и непременное условие создания благоприятного инвестиционного климата в стране, развития строительного бизнеса, пишет издание. Высшее руководство страны прекрасно понимает важность этих простых истин и демонстрирует решимость навести порядок на российском земельном рынке. Этот вопрос обсуждался на недавнем заседании Госсовета, которое проводил президент Владимир Путин. «По сути, в нашей стране никогда не было частной собственности на землю, если только самый коротенький период времени, да и то в достаточно ограниченном виде. Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. И как следствие замедляется продвижение страны в целом», – обозначил проблему президент.

В настоящее время прямо на наших глазах разворачивается история, которая может свести на нет все усилия властей по нормализации ситуации на земельном рынке.

Попытка номер раз

Судебные тяжбы Росимущества, требующего у ЗАО «ТД Сетуньская» отдать государству земельный участок, начались ещё в 2004 году. Дело в том, что в 1993 году совхоз «Матвеевский», расположенный в основном в Подмосковье и частично в Москве, объявил о приватизации и получил соответствующее разрешение Комитета по управлению имуществом Московской области, оформив все документы.

Через 10 лет в 2003 году совхоз решил продать часть ненужных ему земель, расположенных в Москве, площадью 16,4 гектара. Покупатель нашёлся сравнительно быстро: девелоперская компания «ТД Сетуньская» с удовольствием купила участок, чтобы построить на нём многофункциональный комплекс «Сетунь Хиллс». Сторонами была оформлена сделка. Казалось бы, какие могут быть претензии к рядовой сделке по купле-продаже земельного участка, участниками которой выступали две частные компании? Право собственности на свои земли «Матвеевский» получил ещё в начале 90-х годов, документы все были оформлены по закону, никому свои земли совхоз за это время не перепродавал, так что в чистоте права собственности можно было не сомневаться, пишет «Версия».

Все эти обстоятельства, впрочем, не помешали Росимуществу уже в 2004 году подать иск в суд, требуя с «Сетуньской» вернуть приобретённые 16,4 гектара государству: оказалось, что требование Росимущества базируется на некоем указе президента Бориса Ельцина, в котором говорится, что 16,4 гектара ещё в 1993 году (уже после приватизации совхоза!!!) были зарезервированы за МИД РФ для строительства посольств Китая, Индии и Кубы. Проблема, однако, состояла в том, что указ этот был закрытым, нигде не публиковался и о существовании его, по-видимому, вообще никто не знал. Только вот президентские указы – это ведь не какая-нибудь внутриведомственная инструкция, доступ к которой может иметь лишь очень ограниченный круг лиц. Согласно законодательству президентский указ может вступить в силу только лишь после его официального опубликования: нет официальной публикации – нет и указа. Возможно, именно поэтому Росимущество, которое сначала было задумало судиться с «Сетуньской», вскоре само иск и отозвало. К тому же и МИД никаких претензий на земли не заявлял: в самом деле, кому понадобится строить новые посольства, когда и у Кубы, и у Индии, и у Китая есть прекрасные посольские здания в центре столицы?

Закономерно возникает вопрос: почему Росимущество, государственный орган, решило судиться за земли, в которых никакой государственной необходимости не было? Можно предположить, что чиновники действовали в интересах неких частных структур. Косвенным подтверждением может служить и тот факт, что Росимущество само отозвало иск.

35-я статья Конституции

Вооружившись президентским указом 1993 года, Росимущество в 2010 году снова подаёт в суд, требуя изъять 16,4 гектара у «Сетуньской» в пользу государства. Здесь следует сделать одно немаловажное пояснение. Согласно Российской Конституции частная собственность – охраняемая законом ценность. Никто, в том числе и органы государственной власти, не может просто так взять и потребовать её изъятия. Об этом прямо написано в 35-й статье Основного закона РФ: «Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Надо ли говорить, что ни о каком возмещении в Росимуществе и речи не вели, видимо, полагая, что недействующего указа будет достаточно. Суд, впрочем, с такими доводами не согласился. И в итоге Росимущество проиграло. Сначала в первой инстанции. А потом и во второй. И только с третьего раза, уже в октябре этого года, решение неожиданно было пересмотрено. Может быть, в деле открылись новые обстоятельства? Может быть, истец предоставил дополнительные доказательства? Может быть, МИД как-то подключился к делу, заявив о важнейшей государственной необходимости, и «Сетуньской» предложили хоть какое-то возмещение за отчуждаемые земли?

Однако, как пишет «Версия», ни суть дела, ни набор представленных доказательств не изменились. Изменилось только решение суда. Причём на последнем заседании адвокаты «Сетуньской» ходатайствовали о переносе рассмотрения дела в связи с подачей заявления в Верховный суд (ВС): представители компании просят ВС признать недействительным ельцинский указ 1993 года. Заседание должно состояться 9 ноября. Однако Арбитражный апелляционный суд данный аргумент к рассмотрению не принял и вынес своё решение.

Что же произошло на самом деле? ЗАО «ТД Сетуньская» – компания, аффилированная со строительной империей «Интеко», ещё до недавнего времени принадлежавшей супруге бывшего столичного мэра Елене Батуриной. Как известно, после отставки Юрия Лужкова Елена Батурина распродала большую часть своих активов, «ТД Сетуньская» – лишь одно из немногого, что было не продано.

Тот факт, что Росимущество второй раз отправилось в суд только в 2010 году, когда кресло под мэром Лужковым уже начало шататься, и то упорство, с каким чиновники ходили по судебным инстанциями, в очередной раз вызывает к жизни версию о том, что изначально всё дело против «Сетуньской» имело неких выгодоприобретателей. Возможно, что Росимущество в данном случае выступает в роли «исполнителя».

Аналитики уверены, что решение суда в отношении «Сетуньской» на самом деле может иметь далеко идущие последствия. И дело тут не только в дискредитации судебной системы. «Последствия этого негромкого дела просты: инвесторы, внимательно следящие за судебной практикой, ещё раз убедились, что в России имеет смысл работать только быстро и спекулятивно, так как право собственности может быть просто отменено со ссылкой на ошибку, допущенную безвестным клерком в незапамятные времена, – уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – И государство вместо исправления давней небрежности своих чиновников покарало за ошибку добросовестного (в данном случае) приобретателя, которому не помогло даже колоссальное политическое влияние: система просто дождалась, пока это влияние исчезло».

Вопрос о существовании реального (а не продекларированного) права собственности на землю тем более актуален, если учитывать, что российские власти решили развивать девелоперский бизнес. Задача тем более важная, если учитывать, что во время экономического кризиса в 2008–2009 годах, по оценкам экспертов, в стране было заморожено строительство почти 95% заявленных объектов. Хоть немного оживить рынок строительства жилья удалось только лишь в последние несколько месяцев.

Но не менее важно ещё и то, чтобы строящееся жильё было доступно простым гражданам. И вот здесь-то без государственной поддержки, без стимулирования девелоперов к строительству именно недорогого жилья никак не обойтись. Недавно президент Владимир Путин поручил правительству к январю будущего года сформировать рынок доступного арендного жилья, а также обеспечить развитие некоммерческого жилищного фонда для людей, имеющих невысокие доходы. Реализовать эти планы можно будет, только если бизнес активно подключится к процессу. И вроде всё для этого готово: Минрегион уже занят разработкой законопроекта, предполагающего уведомительный порядок начала строительства при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на землю, граддокументации и положительного заключения госэкспертизы. Только кто же теперь согласится работать на таких условиях, если правоустанавливающие документы на землю в одночасье могут быть признаны недействительными?

Интересно заметить, что Росимущество в своём споре с «Сетуньской» ещё и получило поддержку некоторых чиновников. Ещё до того, как решение суда было пересмотрено в пользу Росимущества, в ноябре прошлого года, спорный участок в 16,4 гектара решили перевести в категорию земель сельхозназначения. То есть никакого строительства, пусть даже и мифических посольств, теперь там начато уже точно не будет. Повисает в воздухе и естественный вопрос: зачем вдруг чиновникам неожиданно понадобилось сажать картошку и капусту чуть ли не в центре города? Это на участке-то, который сам совхоз ещё 10 лет назад продал за ненадобностью!

Зато, если принять за основу версию о том, что Росимущество изначально действовало в интересах неких частных структур, всё становится на свои места. Судебная машина была запущена, и после отставки Лужкова земли перевели в категорию сельхозназначения.

Правила пора менять

Очевидно, что решение об изменении категории спорной, по мнению чиновников, территории принималось исключительно ради того, чтобы повлиять на ход судебного процесса. Вопрос об отношении земель к той или иной категории – одна из ключевых проблем российского земельного рынка. Сегодня этот механизм используется исключительно в коррупционных интересах; видимо, поэтому в стране даже не существует открытых источников, из которых можно было бы узнать, к какой категории относится тот или иной участок земли. «Очевидно, что действующая система устарела, нам необходимо создать прозрачную и удобную для бизнеса модель использования земли. Должно быть чёткое понимание того, где и что можно строить, какие есть ограничения по использованию того или иного участка, нужно предусмотреть институты, которые обеспечат защиту особо ценных и заповедных земель», – заявил на заседании Госсовета президент Владимир Путин.

Но пока что категорийность земель – это скорее инструмент давления на добросовестных собственников, который нередко используется и для того, чтобы изъять наиболее привлекательные участки. За примерами далеко ходить не надо: все ещё помнят нашумевшую историю со сносом дачного посёлка «Речник». Или недавние скандалы вокруг подмосковных охранных культурных зон, таких как Бородинское поле, усадьба «Архангельское» и древний город Радонеж. В частности, в Сергиево-Посадском районе Подмосковья на охраняемых территориях Радонежа развернулось строительство посёлка «Радонежские просторы». Причём с разрешения местной администрации, которая заявляла, что чётких границ вокруг древнего поселения не существует. Или скандал вокруг усадьбы «Архангельское», на территории которой чуть было не возвели 20 тыс. квадратных метров офисных помещений, двух торговых зданий и выставочных площадей. Получилось так, что военное ведомство выставило на торги закреплённые за ним 20 гектаров земли, находящиеся на территории усадьбы. Победителем аукциона стала компания «ГрадоСтрой», которая и намеревалась развернуть строительство. Минкультуры в суде удалось признать сам приказ о проведении аукциона недействительным. Однако все судебные инстанции ещё не пройдены и «ГрадоСтрой», в свою очередь, заявляет, что готов оспаривать судебное решение. Получается, что сегодня вопрос о категорийности земель может решаться в личных интересах чиновников.

Последний шанс

В настоящее время Министерство культуры готовит соответствующие поправки в законодательство, согласно которым предполагается внести памятники культуры и прилегающие к ним территории в кадастр. Законопроект, обещают в ведомстве, будет внесён в Госдуму уже до конца текущего года. И в случае его принятия любые сделки с такой землёй будут невозможны без согласования с охранными органами.

Кроме того, сегодня почти в каждом российском регионе существуют планы по строительству доступного жилья. К примеру, потенциал строительства только на территориях «Новой Москвы» оценивается более чем в 100 млн квадратных метров.

Только вот все эти благие начинания могут быть перечёркнуты единственным решением суда по частному, казалось бы, делу: Росимущество против «ТД Сетуньская». Конечно, в России не существует системы прецедентного права, но тем не менее данным судебным решением этот самый прецедент создаётся. Тем более примечательно, что действующим лицом в этой истории является не кто-нибудь, а некогда весьма влиятельная фигура – Елена Батурина. «Тест на прочность прав собственности легко проводится на «слабом звене» – бывших начальниках. Начинают ли их раскулачивать «по беспределу», когда теряют власть? Ответ принципиально важен. Если «да, начинают» – всякий будет держаться за кресло до паралича пальцев. Если «нет, не отбирают» – чиновники куда спокойнее станут относиться к отставкам», – уверен политолог Леонид Радзиховский. И российская система, похоже, пока этот тест не проходит.

Что до самой Елены Батуриной, то ей-то как раз скорее всего и удастся отстоять свои права, только делать она это будет уже вне российской системы правосудия. «Вступив в ВТО, наша страна уже отдала решение значительной части хозяйственных споров в третьи руки – соответствующим структурам ВТО. Тяжбы олигархов и дело ЮКОСа, по которому Россия недавно потерпела первое поражение, также способствуют размыванию суверенитета нашей страны в важнейшей – судебной – сфере. И «дело о земле Батуриной», по крайней мере, в его нынешнем виде, способствует ускорению этого процесса», – отмечает Михаил Делягин.

Очевидно, что подобное положение вещей не добавляет иностранным инвесторам желания заходить на российские рынки. А ведь ситуация в этом секторе и так не блестящая. По оценкам экспертов, более 90% того, что формально считается иностранными инвестициями в нашу экономику, по сути, есть не что иное, как временный приток средств в рамках спекулятивных финансовых операций. Причём часть этих средств – всё те же выведенные в офшоры российские капиталы. Кстати, за последние 11 месяцев процесс вывода капитала из нашей страны только усилился: из России было выведено более 100 млрд долларов – таким образом, в этом году был установлен новый, весьма печальный рекорд.

Остаётся только задать вопрос: неужели эти 16,4 гектара в центре Москвы столь важны для развития отечественного сельского хозяйства, что чиновники на местах готовы поставить под угрозу и будущее развитие строительного рынка, и приток иностранных инвестиций, и в очередной раз подпортить имидж нашей страны за рубежом? «Оздоровление России должно начинаться не только с подавления коррупции, но и с нормализации судебной системы. Это вопрос не только цивилизованности и эффективности, но и простого выживания нашего общества и всей русской цивилизации», – резюмирует Михаил Делягин.

Впрочем, возможно, последний шанс на то, что данное дело всё же не станет печальным прецедентом в истории российской судебной системы, ещё существует. Верховный суд всё же принял заявление адвокатов «Сетуньской», в котором те просят признать ельцинский указ недействительным. Если этот очевидный юридический факт будет подтверждён, то это может стать основанием для пересмотра решения по делу.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама