Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Изъятие земель у Елены Батуриной испытывает на прочность Конституцию РФ

Указ Бориса Ельцина может стать основанием изъятия спустя почти 20 лет у Елены Батуриной 16 гектаров земли в престижном районе Москвы. Арбитраж принципиально не стал дожидаться решения Верховного Суда РФ, который уже в начале ноября может признать указ 1993 года не действующим. Дело ЗАО Территориальная дирекция «Сетуньская» рискует перерасти в скандал международного масштаба.

35-я статья Конституции

Согласно Конституции нашей страны частная собственность в России - охраняемая законом ценность. «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» - гласит 35 статья. Предназначение этой нормы - дать возможность государству в случае необходимости разрешить какой-либо вопрос, связанный с собственностью и имеющий безусловно важное общественное значение, не нарушая принцип неприкосновенности частных владений. Это необходимо, например, при олимпийском строительстве. Или при реконструкции аэропортов. Таких случаев может быть много. Поэтому тем более важно исполнять подобные решения, ориентируясь не только на букву, но и на дух закона. Ведь иногда бывает очень соблазнительно чуть «довернуть» закон, используя его против какого-либо не очень симпатичного власти собственника, пишет "Российская газета" и приводит пример подобного принудительного отчуждения земель, вроде как для государственных нужд.

4 октября Девятый апелляционный суд в Москве оставил в силе решение суда первой инстанции, согласно которому государство в лице Росимущества (безвозмездно!) истребовало у ЗАО "ТД "Сетуньская" земельные участки в Москве, на которых должен был располагаться деловой комплекс "Сетунь- Хиллс". Причем в ходе заседания суд отклонил все - Все! - ходатайства "Сетуньской", пишет РГ.

По мнению политолога Леонида Радзиховского, эту ситуацию можно рассматривать в качестве теста на прочность прав собственности и экзамена для российской судебной системы: сохранится ли право на неприкосновенность имущества у экс-чиновников?

История ТД «Сетуньская»

Среди имущества Батуриной есть ЗАО «Территориальная дирекция «Сетуньская», которой принадлежат 24 гектара земель на пересечении Минской и Староволынской улиц. Куплены эти гектары в 2003 году у владельцев бывшего совхоза, которые приватизировали землю в 1993-м. Покупка была оформлена так, что не придерёшься. Но затем выяснились довольно странные обстоятельства. Оказывается, едва прошла приватизация, как президент Ельцин подписал указ, согласно которому 16,4 гектара этой земли отнесены к федеральной собственности, а конкретно - к собственности МИДа, для того чтобы построить здания посольствам Китая, Кубы, Индии, пишет Леонид Радзиховский.

Но тут возникает вопрос - почему указ был подписан после приватизации земли, а не до? Зачем посольствам новые здания, если они вроде бы о них не просили - ни до 1993-го, ни в течение 20 лет после? Но самое главное - указ был почему-то «секретным» и не публиковался. Хотя он вступает в силу после опубликования. И сейчас «Сетуньская» оспаривает его легитимность в Верховном суде. Заседание по этому вопросу состоится 9 ноября.

Получается, что Батурина оказывается законным приобретателем и законным владельцем. Правда, она собиралась строить там комплекс «Сетунь-Хиллс» и даже получила на это разрешение. А новый мэр его отменил. Строительство «Сетунь-Хиллс» отменяется!

Потерю москвичи легко переживут. Но теперь у г-жи Батуриной хотят вообще изъять те самые 16,4 гектара - как «зарезервированные для МИДа».

Еще один факт, вызывающий недоумение, о котором пишет Леонид Радзиховский, эти гектары объявляются «землями сельхозназначения». То есть совершенно непонятно эти земли принадлежат МИДу или они сельскохозяйственные? И как в черте Москвы появились сельскохозяйственные земли? Когда они до 1993-го принадлежали совхозу, это уже было странно, но с тех пор прошло 20 лет, город разросся.

Единственное объяснение: так удобнее будет выкупить их у Батуриной, если не пройдёт номер с безвозмездным изъятием (сельхозземля стоит дешевле в сотни раз), полагает Леонид Радзиховский.

При этом, понятно, что Елена Батурина - весьма состоятельная женщина, и 16,4 гектара для нее - некритическая величина, но при этом и отступать от своих интересов она не намерена, ведь право на ее стороне. Суды в ЕС (если до них дойдёт дело) её адвокаты выиграют, а Россия (Росимущество) проиграет, понеся при этом серьёзные репутационные издержки, считает Леонид Радзиховский.

Общественное отношение при этом к Елене Батуриной известно, тем не менее, насколько оно справедливо – вопрос непростой. Жена мэра занимается строительным бизнесом – совпадение? Но с другой стороны - врагов у четы всегда хватало, но предъявить что-то серьёзное так и не смогли, считает Леонид Радзиховский. При этом, надо полагать, есть конкретные люди, которые хотели бы поживиться, - благо есть чем.

Проблемы в земельных отношениях вызвали критику Владимира Путина

Проблема права частной собственности на землю в России остается острой. Недавно эту проблему обсуждал в Кремле с членами президиума Госсовета президент России Владимир Путин. «По сути, в нашей стране никогда не было частной собственности на землю, если только самый коротенький период времени, да и то в достаточно ограниченном виде... В результате земля остается нереализованной и не работает в полную силу. Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. И как следствие, замедляется продвижение страны в целом», приводит слова Владимира Путина издание Коммерсант.

Полная версия