Прокуратура потеряла мародеров «Норд-Оста»
Замоскворецкий суд Москвы начал рассматривать иски бывших заложников теракта на Дубровке. Вещи и деньги 15 пострадавших и погибших были похищены во время осмотра места происшествия. Спустя шесть лет это признали следователи. Однако в суде столичная прокуратура открещивается от обвинений. Имена лиц, причастных к хищению, скрываются. А материалы дела пропали по дороге в суд.
Суд без дела
В Замоскворецком суде Москвы в среду начался суд по двум искам бывших заложников террористов, захвативших театральный центр на Дубровке. Ответчиком по искам о краже вещей бывших заложников выступает прокуратура Москвы. Дело касается не самого инцидента, а мародерства при расследовании теракта.
Как заявил адвокат Игорь Трунов, представитель истцов Екатерины Долгой и Елены Михайловой, речь идет об изъятых на месте происшествия деньгах заложников, которые потом не были возвращены. По словам истцов, эти деньги значатся в протоколе осмотра. Однако прошло уже шесть лет, а деньги пострадавших возвращены так и не были.
На непродолжительном первом заседании суда представители прокуратуры Москвы признали факт кражи денег заложников, однако попытались отказаться от участия в скандальной истории. По словам представителя ведомства, следователи прокуратуры не считают себя ответственными за кражу, поскольку теперь дело о теракте на Дубровке относится к следственному управлению СКП России по Москве (после реформы 2007 года функции следствия перешли из Генпрокуратуры в следственный комитет при прокуратуре России).
На это адвокат Игорь Трунов заметил, что на момент кражи, октябрь 2002 года, дело расследовала именно прокуратура Москвы. Поэтому спрашивать необходимо с них. Судья Лариса Каштанова согласилась с позицией потерпевших.
Однако на процессе выяснилось, что в суд не представили материалы уголовного дела, в частности тот самый документ, где содержатся данные об изъятых вещах и деньгах бывших заложников. Судья Лариса Каштанова попыталась выяснить у представителя прокуратуры, где же все-таки документы. Но прокурор заявила, что не знает, у кого дело находится сейчас и как продвигается расследование кражи вещей заложников. Судья не удовлетворилась этим ответом и обязала московскую прокуратуру найти материалы и предоставить их суду к 20 январю 2009 года, когда состоится следующее заседание. На этом заседание завершилось. Сами истцы в суде в среду не появились -- оба они иногородние и не смогли приехать в Москву к началу процесса.
Куда ушли деньги заложников
По первым двум искам, предъявленным в Замоскворецкий суд, потерпевшие требуют взыскать с московской прокуратуры более 1 млн рублей. У бывшей заложницы террористов жительницы Миасса Екатерины Долгой правоохранители похитили 30 тыс. рублей и $2 тыс. Теперь с учетом морального ущерба и юридических издержек Долгая хочет взыскать с прокуратуры 662 тыс. рублей. Из вещей журналиста из Калининграда Максима Михайлова были украдены 3150 рублей и $254. Но родственникам вернули только куртку и документы погибшего при штурме журналиста. Семья Михайлова требует взыскать с прокуратуры 526 тыс. рублей.
Адвокат Игорь Трунов рассказал, что подобных эпизодов только по его подсчетам набирается как минимум 15. «Не исключено, что следственное управление, которое расследует дело о краже, выявит еще больше случаев мародерства, -- заявил Infox.ru защитник. – В этих эпизодах мародерства фигурируют различные суммы и различная валюта – рубли, американские доллары и даже монгольские тугрики. Зрителями представления была многонациональная публика».
Новое старое дело
По словам адвокатов, все найденные в зрительном зале деньги и ценности были внесены в протокол осмотра места происшествия с подробным описанием, где и как их нашли. Согласно этому протоколу все имущество помещали в пакеты, которые затем опечатывались, а печать скреплялась подписями понятых и следователей, проводивших осмотр. Но при выдаче пакетов денег и дорогих вещей во многих из них не оказалось.
"На какой стадии следствия и откуда были похищены вещи нам неизвестно, потому что это тайна за семью печатями. И вряд ли кто-то кроме следователя знал об этом. А если у него вещдоки выкрали, то к следователю возникают другие вопросы - как он мог допустить это и почему молчал шесть лет?", -- заявил Infox.ru адвокат Игорь Трунов.
Сначала следствие игнорировало заявления бывших заложников и членов их семей о мародерстве. Затем глава следственной группы Владимир Кальчук попытался обвинить в краже одного из членов своей следственной группы -- старшего следователя УФСБ по Москве и Московской области капитана Дениса Лелюхина, который к тому времени (в марте 2005 года) погиб в ДТП. Однако когда отец погибшего следователя, защищая честь своего сына, обратился с жалобой к руководству ФСБ, прокуратура вынесла решение об отказе в возбуждении уголовного дела «за отсутствием события преступления».
После этого Игорь Трунов от лица пяти оставшихся в живых бывших заложников и членов семей десяти погибших подготовил гражданские иски в суды на прокуратуру, которая должна нести ответственность за действия своих сотрудников. В качестве соответчика привлекли правительство Москвы, из бюджета которого финансируется столичная прокуратура.
Только в конце ноября этого года следователи СУ СКП по Москве решились возбудить уголовное дело по факту кражи вещей заложников по ст. 158 УК России в отношении «неизвестных лиц». Но имена и должности вероятных подозреваемых следователи не называют. В гражданском иске бывших заложников указаны конкретные фамилии, однако пострадавшие на данном этапе дела их не озвучивают. На какой стадии находится расследование вновь заведенного дела по краже, как выяснилось в суде, не знает даже надзирающая над следствием прокуратура Москвы. В следственном управлении СКП по Москве расследование дела не комментируют.
Трагедия
Захват зрителей спектакля «Норд-Ост» в театральном центре на Дубровке происходил 23--26 октября 2002 года. 40 чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники зрителей. Они требовали прекратить войну в Чечне и вывести оттуда российские войска. Но руководство страны решилось на проведение операции по освобождению заложников. Спецназ применил ядовитый газ, который вместе с 40 террористами убил 130 заложников.
1 июня 2007 года стало известно, что расследование обстоятельств теракта в театральном центре на Дубровке в Москве временно прекращено. Причиной была названа невозможность установить местонахождение обвиняемых. Напомним также, что представители общественной организации «Норд-Ост», созданной в 2003 году, подали заявление в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении членов оперативного штаба по спасению заложников. Родственники пострадавших обвиняют руководство штаба в сокрытии информации, халатности и неисполнении служебных обязанностей. Защита пострадавших от теракта на Дубровке также требует возбудить уголовные дела в отношении ряда должностных лиц за фальсификацию в представленном властями России в Страсбургский суд меморандуме по поводу обстоятельств спецоперации по освобождению заложников.