Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Спецслужбы обманут пиратов

Через трое суток в Аденском заливе начнется спецоперация с участием военных кораблей Евросоюза. Бороться с пиратами в водах Сомали Совет Безопасности ООН разрешил в течение ближайшего года. Отбивать свои суда намерены Россия, Великобритания, США, Канада, Индия и Франция.

Судовладельцу украинского судна «Фаина», захваченного пиратами 25 сентября у берегов Сомали, наконец удалось договориться с разбойниками. О конечной сумме ничего не сообщается, но последняя названная цифра равнялась $8 млн. Сложности в переговорах в немалой степени связаны с грузом, который перевозило судно в Кению, -- 33 танка, установки залпового огня, гранатометы и другое оружие. Именно на реализацию этого груза рассчитывали пираты. «Но «Фаину» заблокировал военный корабль ВМФ США. Когда пираты поняли, что распорядиться грузом не удастся, они пытались получить выкуп с учетом стоимости груза», -- рассказал Infox.ru главный редактор издания «Морской бюллетень», представитель владельца «Фаины» Михаил Войтенко. Детали переговорного процесса не раскрываются. Однако, по словам судовладельца, судно может быть отпущено уже «очень скоро».

Страховка от пиратов

Несмотря на серьезную угрозу, страховые фирмы с удовольствием страхуют судна и экипажи, идущие через Аденский залив или даже в обход Африки. Риск того, что судно попадет к пиратам, минимальный. «За сутки через Аденский залив проходит от 50 до 250 судов, -- рассказывает Михаил Войтенко. -- А с начала года пираты захватили, по различным оценкам, от 32 до 34 кораблей». Кроме того, по словам Войтенко, выплаченный пиратам выкуп возмещает страховая компания.

Страховые суммы для судовладельцев за последнее время выросли вдвое. Морякам, согласившимся на рейсы через опасный участок, предлагают двойные ставки. Международная федерация транспортников (ITF) позволяет членам экипажа покинуть судно, если оно не идет «коридором безопасности» и за счет судовладельца добраться домой. Правда, и «коридор безопасности» не дает гарантий. Военные не всегда могут защитить гражданское судно. Бывали случаи, когда торговое судно попадало в плен в самом коридоре.

Абордаж по-сомалийски

Тактика современных сомалийских пиратов мало чем отличается от тактики их предшественников. Африканские морские разбойники обстреливают палубу судна, приближаясь к ней на быстроходных катерах или моторных лодках. Экипаж корабля вынужден скрыться, а в это время пираты настигают судно и взбираются на борт. Вся операция занимает 10--20 минут. Если за это время бандитам не удается взять судно, они уплывают.

Лакомым кусочком для сомалийских пиратов являются контейнеровозы, перевозящие товары широкого потребления из стран Юго-Восточной Азии в Европу. Пираты могут продать груз, а за само судно и экипаж получить еще и выкуп. Но у контейнеровозов высокие борта и большая скорость, так что пиратам редко удается захватить подобные суда. Кстати, большие корабли, вроде тех же контейнеровозов, плывут вокруг Африки. Суэцкий канал для них слишком мелок. Этот путь считается безопаснее. Но именно здесь были захвачены и Faina, и супер-танкер Sirius Star, причем первый на расстоянии в 225 миль от берега, а второй -- в 450. Тогда как ранее заявлялось, что пираты разбойничают в пределах 200 миль от суши.

Развязка не близка

Как же обезопасить один из важнейших морских путей мира? Ясно, что бороться с маленькими суденышками в море -- это не выход. Но других способов пока не придумали. А идеи есть. Основная из них -- проведение спецоперации на суше, оккупация пиратского берега Сомали и патрулирование внутренних вод страны, чтобы не допустить выхода в море разбойничьих лодок. Но на все это нужен мандат ООН -- все-таки Сомали суверенная страна, несмотря на полный политический хаос внутри государства.

«Либо нужно допустить к власти совет исламских судов, -- предлагает Михаил Войтенко. -- Они приходили к власти в 2006 году, и вымели пиратство». Но тогда главы кланов, потерявшие свою часть прибыли от преступного бизнеса, не дали исламистам навести порядок в стране. Выручка от действий пиратов оказалась слишком лакомым куском. «20% от выкупа идет старейшинам, 20% -- на подготовку к следующим захватам, -- продолжает Войтенко. -- 30% уходит на взятки, остальное пираты забирают себе».

Петр Великий не пойдет

8 декабря Евросоюз намерен включится в борьбу с сомалийскими пиратами. Но вся операция, как выяснилось, будет в том, что военные суда ЕС заменят корабли НАТО, которые находятся в Аденском заливе сейчас. В свою очередь, на смену «Неустрашимому» будут направлены корабли Тихоокеанского флота. Посылать на борьбу с пиратами «Петр Великий» штаб ВМФ не собирается.

Между тем согласно принятой в четверг резолюции ООН пойманных пиратов будут судить по законам того государства, чьи военно-морские силы провели их задержание. Раньше пиратов просто отпускали. Теперь же иностранные корабли в случае пленения бандитов имеют полное право конфисковать принадлежащее им имущество, в частности транспортные средства. При этом самих пиратов можно будет предавать суду по собственным законам. В частности, в российском Уголовном кодексе существует ст. 227 «Пиратство», которая в зависимости от обстоятельств преступления предусматривает тюремное заключение сроком от 5 до 15 лет и штраф до 500 тыс. руб. В других странах закон еще более суров к пиратам и предусматривает для них даже смертную казнь.

Полная версия