Компьютерные игры помогают спастись от пожара
Программное обеспечение для компьютерных «стрелялок» теперь можно применять в «мирных» целях. Например, с его помощью можно создать виртуальный пожар, который поможет игрокам научиться правилам эвакуации из горящего здания.
Горящая «стрелялка» без стрельбы
Одно из исследований специалистов из Университета Дарема (Durham University) показало, что есть как минимум две причины, по которым эвакуация из здания проходит неудачно. Во-первых, люди не знают, как расположены помещения в здании. А во-вторых – несоблюдение процедуры эвакуации и паника -- даже во время учебной тревоги. Поэтому в новой работе ученые решили проверить, нельзя ли придумать компьютерную методику, которая поможет людям заранее изучить расположение аварийных выходов и схему действий при разных видах бедствия.
Для исследования выбрали несколько успешных коммерческих компьютерных игр: Far Cry, Quake III Arena, Doom 3, F.E.A.R., Half-Life 2, и Counter-Strike: Source. Специалисты проверили технологии игр, а именно -- качество трехмерной графики, звука и пользовательского интерфейса. Выяснилось, что у известных «стрелялок» есть ряд неоспоримых преимуществ. Они удобны и просты в «эксплуатации», практически избавлены от ошибок, а их архитектура достаточно стандартна. К тому же у них есть онлайн-версии, что очень полезно для распространения в сети. Да и код игр позволяет легко запрограммировать необходимую фактуру – ветер, дым, огонь и воду. При этом серьезные инвестиции или обширный опыт программирования совершенно не обязательны.
Как говорят авторы исследования, в «стрелялках» есть все необходимые инструменты для того, чтобы создать вполне реальную окружающую обстановку. Но при этом виртуальный огонь не так опасен, как реальный. Хотя и выглядит настоящим препятствием для эвакуации из здания.
Первая модель
Первую трехмерную модель виртуального мира для несчастных случаев построили в отделе информатики университета. «Несчастливый» дом состоял из трех этажей с большим количеством офисных помещений, конференц-залов и ресепшенов. Причем всего за три недели весь набор источников возгорания и задымления нарисовал всего один разработчик, который опирался на «движок» Half-Life 2. Он даже добавил в картинку систему пожарной тревоги и светящиеся значки пожарных выходов.
Помимо собственно пожара ученые смоделировали на «движке» игры несчастные случаи в лабораториях и специальные ситуации для арахнофобов и клаустрофобов. А потом пригласили добровольцев проверить, насколько удачным получился виртуальный мир. Испытуемых попросили найти выход из охваченного огнем здания.
Неконкретные итоги
Хотя конкретных данных экспериментов на людях ученые не публикуют, они все-таки заметили, что большинству игровой пожар показался очень реалистичным. А из здания успешнее всего выбирались именно любители компьютерных игр.
Ученые замечают, что их новый метод очень прост в использовании и высокорентабелен. Но, к сожалению, ни слова не говорят о том, как себя поведет человек, тренированный на виртуальных пожарах, в реальной экстремальной ситуации. Ведь в жизни «сохраниться» невозможно.
Результаты исследования опубликованы в Fire Safety Journal.