Программное обеспечение для компьютерных «стрелялок» теперь можно применять в «мирных» целях. Например, с его помощью можно создать виртуальный пожар, который поможет игрокам научиться правилам эвакуации из горящего здания.
Компьютерные «стрелялки» от первого лица, в которых человек видит окружающую среду «своими глазами», позволяют наиболее ярко представить игровой мир. Ученые считают, что в такую легко модифицируемую «виртуальность» можно поместить модель совершенно реальных объектов, чтобы при необходимости их использовать -- например, для обучения людей поведению в экстремальных ситуациях.Горящая «стрелялка» без стрельбы
Одно из исследований специалистов из Университета Дарема (Durham University) показало, что есть как минимум две причины, по которым эвакуация из здания проходит неудачно. Во-первых, люди не знают, как расположены помещения в здании. А во-вторых – несоблюдение процедуры эвакуации и паника -- даже во время учебной тревоги. Поэтому в новой работе ученые решили проверить, нельзя ли придумать компьютерную методику, которая поможет людям заранее изучить расположение аварийных выходов и схему действий при разных видах бедствия.
Для исследования выбрали несколько успешных коммерческих компьютерных игр: Far Cry, Quake III Arena, Doom 3, F.E.A.R., Half-Life 2, и Counter-Strike: Source. Специалисты проверили технологии игр, а именно -- качество трехмерной графики, звука и пользовательского интерфейса. Выяснилось, что у известных «стрелялок» есть ряд неоспоримых преимуществ. Они удобны и просты в «эксплуатации», практически избавлены от ошибок, а их архитектура достаточно стандартна. К тому же у них есть онлайн-версии, что очень полезно для распространения в сети. Да и код игр позволяет легко запрограммировать необходимую фактуру – ветер, дым, огонь и воду. При этом серьезные инвестиции или обширный опыт программирования совершенно не обязательны.
Как говорят авторы исследования, в «стрелялках» есть все необходимые инструменты для того, чтобы создать вполне реальную окружающую обстановку. Но при этом виртуальный огонь не так опасен, как реальный. Хотя и выглядит настоящим препятствием для эвакуации из здания.
Первая модель
Первую трехмерную модель виртуального мира для несчастных случаев построили в отделе информатики университета. «Несчастливый» дом состоял из трех этажей с большим количеством офисных помещений, конференц-залов и ресепшенов. Причем всего за три недели весь набор источников возгорания и задымления нарисовал всего один разработчик, который опирался на «движок» Half-Life 2. Он даже добавил в картинку систему пожарной тревоги и светящиеся значки пожарных выходов.
Помимо собственно пожара ученые смоделировали на «движке» игры несчастные случаи в лабораториях и специальные ситуации для арахнофобов и клаустрофобов. А потом пригласили добровольцев проверить, насколько удачным получился виртуальный мир. Испытуемых попросили найти выход из охваченного огнем здания.
Неконкретные итоги
Хотя конкретных данных экспериментов на людях ученые не публикуют, они все-таки заметили, что большинству игровой пожар показался очень реалистичным. А из здания успешнее всего выбирались именно любители компьютерных игр.
Ученые замечают, что их новый метод очень прост в использовании и высокорентабелен. Но, к сожалению, ни слова не говорят о том, как себя поведет человек, тренированный на виртуальных пожарах, в реальной экстремальной ситуации. Ведь в жизни «сохраниться» невозможно.
Результаты исследования опубликованы в Fire Safety Journal.