Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Телевизор заставляет школьников есть фастфуд

Школьники, которые слишком много сидят у телевизора, всего за пять лет могут почти полностью перейти на фастфуд. Их заставляет есть пиццу, бургеры и пить сладкую газировку целевая реклама.

В последние годы ученые из самых разных стран отмечают постоянный рост заболеваемости среди своих молодых соотечественников. Не последнюю роль в разрушении здоровья подрастающего поколения играет пресловутый фастфуд. И как выяснилось, еще и телевидение. А иногда оба фактора действуют совместно.

Опрос школьников

Доктор Дахия Барр-Андерсон (Daheia Barr-Anderson) и команда исследователей из Миннесотского университета (University of Minnesota) решили проверить, как телевидение влияет на диету подростков.

Для исследования ученые пригласили 564 школьника, которые учились в средних классах, и 1366 старшеклассников. В 1998--1999 годах прошел первый этап исследования, во время которого у ребят выяснили, сколько времени они проводят перед телевизором и что едят. Через пять лет, когда членам обеих групп исполнилось в среднем по 17 и 20 лет, исследователи повторили опрос. Больше всего ученых интересовал рацион добровольцев – какие продукты и сколько именно они едят каждый день.

Выяснилось, что участников эксперимента можно разделить на три группы. К первой отнесли тех, кто сидел у телевизора недолго – не более двух часов в день. Во вторую группу поместили подростков, которые смотрели телевизор от двух до пяти часов в день. В третью группу попали телеманы, которые просиживали у голубых экранов не менее пяти часов в день.

Меню телемана

Ученые обнаружили, что у всех групп есть свои вкусовые пристрастия. Любители посидеть у телевизора из средней школы через пять лет почти перестали есть фрукты, зато весьма уважали сладкую газировку. И пили ее гораздо больше, чем их ровесники, которые относились к телевизору спокойнее.

А их коллеги-телеманы из старших классов не только перестали есть фрукты, овощи и продукты, содержащие кальций и цельное зерно, но и переключились к моменту начала второго этапа исследования на жареное и жирное. Основными продуктами в их рационе стали готовые закуски, традиционный фастфуд и сладкая газировка. Как говорят ученые, это все те продукты, что за пять лет их подопечные могли увидеть в телевизионной рекламе.

Как выяснилось, более упорно и последовательно травили себя фастфудом ребята постарше – те, кто уже заканчивал школу. Их младшие сверстники относились к чипсам, пицце и газировке гораздо спокойнее. Но ведь у них есть еще минимум три года, чтобы наверстать упущенное.

Реклама -- двигатель обжорства

Исследователи напоминают, что основная целевая аудитория для рекламы заведений быстрого питания и готовых закусок это подростки. И постоянный просмотр таких рекламных сообщений серьезно влияет на то, какой рацион выберут для себя школьники. Поэтому время, которое ребенок проводит у телевизора, может серьезно подпортить ему здоровье в достаточно недалеком будущем.

Кстати, британские ученые обнаружили подобный эффект и у любителей почитать глянцевые журналы. Они выяснили, что в 30 самых популярных изданиях больше половины рекламы отдано под продукты, которые содержат повышенное количество соли, сахара и жира. А на рекламу овощей и фруктов отводится всего 2% рекламных площадей.

Доктор Барр-Андерсон отмечает, что «здоровые» продукты по телевизору рекламируются очень редко, зато фастфуд – постоянно. «И хотя многие молодые люди понимают, что большинство продуктов, которые рекламируют по телевидению, не слишком здоровы, -- добавляет она, -- они игнорируют эту информацию. И нередко именно потому, что актеры, которые снимаются в рекламе, молоды, здоровы и подтянуты».

Результаты исследования опубликованы в январском номере журнала International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity.

Полная версия