Мышей и людей привлекают одни и те же ароматы, выяснили французские исследователи. Они считают, что обонятельное предпочтение определено не только опытом или культурными рамками, но и структурой молекулы вещества с приятным запахом.
Для людей запахи очень важны в ежедневной жизни – и не только для выбора рациона, но и для социальной и сексуальной ее составляющей. Некоторые ароматы приятны, другие наоборот, вызывают отвращение. Но эта гедонистическая ценность запаха во многом предопределена опытом и особенностями культуры того общества, в котором живет человек. Например, почти все французы обожают запах сыра камамбер, но у человека из соседней страны он может вызвать тошноту.
А вот ученые из французского Национального центра научных исследований (French National Centre for Scientific Research) решили проверить, не может ли предпочтение тех или иных запахов оказаться врожденным.
Натали Мандайрон (Nathalie Mandairon) и Мустафа Бенсафи (Moustafa Bensafi) пригласили для исследования добровольцев вида Homo sapiens и группу Mus muskulus (мышь домовая, она же лабораторная). Ученые собирались выяснить обонятельные предпочтения обоих видов. По идее, предположили они, если «ценность» запаха определяется свойствами молекулы пахучего вещества, то это и есть информация, которая влияет на предпочтение. И если дело обстоит именно так, то люди и мыши, сталкивающиеся с одним и тем же запахом, должны реагировать одинаково.
Испытуемым выдали несколько запахов природного происхождения для дегустации. Реакцию мышей оценивали по количеству времени, которое они провели за исследованием источника запаха. А людей попросили оценить предъявленные запахи по шкале от 1 до 9 – от самого неприятного до приятного. Но для соблюдения чистоты эксперимента продолжительность «обнюхивания» образцов регистрировали и у людей.
Основной вывод, которые сделали исследователи после эксперимента – людей и мышей действительно привлекают одни и те же запахи.
Вещество гераниол с цветочным ароматом выбрали как лучшее оба вида. А запах другого органического вещества, гваякола, который отдает дымом, и людям, и мышам понравился меньше всего.
Исследователи утверждают, что им удалось подтвердить связь обонятельного предпочтения со структурой молекулы пахучего вещества. Раньше считалось, что обонятельные «суждения» и «предпочтения» кодируются на достаточно высоком уровне в пределах интегральных структур мозга. А теперь, по словам авторов исследования, можно говорить о том, что выбор приятных запахов происходит раньше – на этапе первичной обработки сенсорной информации.
Исследователи надеются, что теперь мышей можно использовать для нужд пищевой и парфюмерной промышленности. Там они смогут заменить человека – все равно обоим видам нравится одно и то же. К сожалению, исследователи скромно умолчали, как быть с теми запахами, которые так любят мыши и терпеть не могут люди – пахучим секретом, выделяемым Mus muskulus вместе с мочой. Тем самым запахом вивария, от которого у человека слезятся глаза. Тем не менее, результаты исследования французских биологов опубликованы в журнале Plos One.