Кашель курильщика неизлечим
В Москве курит почти половина жителей, а просьба «подымить на улице» до сих пор воспринимается как ущемление личных прав. О болезнях, которые вдыхают в себя курильщики, рассказал Infox.ru главный пульмонолог Москвы Андрей Белевский.
То, что курение вызывает рак легких, можно прочитать на любой легально произведенной пачке сигарет. И то, что шанс расстаться с жизнью при помощи этого заболевания у курильщика в 20 раз выше, чем у некурящего, тоже давно известно. Но многие играют в «русскую рулетку», надеясь, что страшное заболевание их минует. Или верят в успехи современной медицины – сейчас, дескать, все лечат.
Но у курения есть еще один неизлечимый «компаньон». Его основные симптомы проявляются только тогда, когда лечиться уже практически бесполезно. Это хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Под этой аббревиатурой скрывается целая группа заболеваний так называемого бронхиального дерева – бронхов и легочной ткани.
Основными признаками ХОБЛ считаются сужение просвета мелких бронхов или бронхообструкция, которая постепенно становится хронической. В «пул» ХОБЛ входят наиболее «популярные» заболевания органов дыхания: хронический бронхит, бронхиальная астма, эмфизема.
Только 10% причин возникновения ХОБЛ приходится на факторы внешней среды и генетическую предрасположенность. А основной способ заработать это тяжелое заболевание – курение. Причем не только активное, но и пассивное. А по статистике, только в Москве ежедневно пассивно и активно глотают табачный дым 81% мужчин и 69% женщин.
Как развивается ХОБЛ
Корреспонденты Infox.ru встретились с главным пульмонологом Москвы, доктором медицинских наук, профессором Андреем Белевским и выяснили, как развивается ХОБЛ. И как обстоят дела с этим заболеванием в России.
Как рассказал профессор Белевский, при курении все вредные вещества, которые содержатся в сигарете, доставляются прямо в легкие, минуя традиционный путь фильтрации и охлаждения в носоглотке. Сначала дым попадает в рот в виде подогретого концентрированного аэрозоля. Постепенно охлаждаясь, он проникает в бронхи и альвеолы легких, где конденсируется и образует смолу, которая оседает на слизистую. В смолах содержатся канцерогенные вещества – полициклические ароматические углеводороды и нитрозамины. Вторые характерны только для табака – их дозу невозможно получить, даже лежа под выхлопной трубой автомобиля.
Нитрозамин и углеводороды блокируют процесс естественного очищения в легких, постепенно снижая эффективность работы иммунной системы. В бронхиальном дереве курильщика возникает воспаление, которое со временем становится хроническим.
Белевский говорит, что оно приводит к повреждению клеток бронхов и развитию их отека и спазма. В результате выделяется больше слизи, но она получается слишком вязкой и плохо выводится из спавшихся бронхов. На этом этапе болезнь проявляет себя «кашлем курильщика», при котором отхаркивается мокрота.
Вязкая слизь становится «родным домом» для всевозможных вредных микроорганизмов, которые усиливают и без того угрожающие симптомы. Стенки бронхов постепенно утолщаются, а их просвет сильно уменьшается.
Постепенно хроническое воспаление приводит к снижению эластичности стенок альвеол и их перерастяжению. В легком образуются воздушные мешки, которые существенно уменьшают объем этого органа. Проницаемость стенок альвеол тоже значительно снижается, и объем кислорода, который поступает в кровь, может сократиться в разы. От этого страдают все клетки и ткани тела. Конечно, организм включает компенсаторные механизмы, пытаясь увеличить поступление кислорода. У человека учащается дыхание и сердцебиение. Но этой радикальной меры хватает ненадолго – сердце при такой большой нагрузке очень быстро и необратимо изнашивается.
Поэтому, говорит Белевский, появление у курильщика кашля с мокротой, одышки и учащенного сердцебиения при нагрузке – признаки уже необратимых изменений в организме. И у женщин они наступают значительно раньше и протекают намного тяжелее, чем у мужчин.
К сожалению, многие не обращают внимание на эти симптомы, считая их то возрастными изменениями, то недолеченными респираторными заболеваниями, то последствиями гиподинамии. Проходит не менее трех лет, прежде чем одышка становится поводом для обращения к врачу. Поэтому даже в Европе удается диагностировать только 25% больных ХОБЛ.
Медики отмечают, что ХОБЛ в настоящее время остается единственным заболеванием, смертность от которого постоянно и значительно увеличивается. Не менее 200 тыс. человек ежегодно умирает от ХОБЛ в Европе и 2,5 миллиона – в мире.
Последствия ХОБЛ неизлечимы. Но если их вовремя диагностировать и назначить поддерживающую терапию, качество жизни человека удастся сохранить надолго, подчеркивает Белевский. Правда, для этого все равно придется бросить курить.