С пассажиром говорить безопаснее, чем по мобильнику
В машину лучше брать попутчика, чем мобильный телефон, считают исследователи. Даже hands-free «не мешает» шоферу пропускать повороты и нарушать правила.
Исследовательская группа из Университета Юты (University of Utah) решила проверить, как отвлекаются водители во время беседы. Для эксперимента ученые посадили за руль более 40 взрослых водителей обоих полов и столько же их приятелей в качестве собеседников. Правда, чтобы избежать возможных человеческих жертв и обвинений в преднамеренных убийствах, ученые проводили опыты на специальном тренажере, оборудованном всеми органами управления настоящего легкового автомобиля. Экраны создавали ощущение полноценной езды по 24-мильному двухполосному отрезку хайвея с заездами, съездами и разворотами.
Испытуемые ездили в условиях реального шоссе, по правилам, вместе с другими автомобилями, со сменой скоростного режима и перестроениями. Подобный уровень сложности предполагает, что водители хотя бы иногда обращают внимание на дорожную обстановку.
Ученые провели три серии экспериментов. В первой водители разговаривали по сотовому телефону при помощи hands-free. Во второй -- беседовали с пассажиром. В третьей -- вели машину молча и в одиночестве. В каждую серию пара отбиралась в случайном порядке, также случайно один из приятелей становился водителем, пассажиром или собеседником по мобильному. Собеседник садился радом с водителем, а звонивших просили удалиться в другое помещение. Во всех случаях беседа велась на тему ранее неизвестного водителю происшествия с реальной угрозой жизни и здоровью, которое произошло с его приятелем. Водителю тем временем требовалось не проморгать зону отдыха, в которую надо съехать примерно через 8 миль после начала движения. Ученые сообщили о задании и партнерам водителей.
Краш-результат
Весь тест занял примерно десять минут. Выяснилось, что водители, которые разговаривали по мобильному, выполняли задания значительно хуже, чем их коллеги, которые болтали с приятелем, сидевшим рядом. Как говорят исследователи, пользователи сотового телефона виляли в своей полосе, удерживали большую дистанцию со впереди идущим автомобилем и в четыре раза реже успевали попасть на съезд с хайвея в зону отдыха. Скорее всего, предполагают ученые, проблемы появляются от невнимания и недостаточной обработки информации, поступающей из среды. Сами пользователи сотового признались, что им с трудом удавалось удержать в памяти задание.
Ученые тщательно проанализировали записи бесед и обнаружили еще несколько интересных фактов. Когда ситуация на дороге становилась сложнее, водители начинал говорить более ритмично, разбивая слово на слоги. Кстати, используя сотовые телефоны, испытуемые и говорили намного больше. Возможно, считают авторы исследования, они пытались как-то управлять беседой, чтобы уделять меньше внимания содержанию разговора.
Зато собеседники-пассажиры оказались еще и очень полезными компаньонами. Они не только постоянно болтали, но и в большинстве случаев возложили на себя роль навигаторов, сообщая водителю об изменениях ситуации на дороге и приближении съезда с хайвея. Так что исследователи из Юты еще раз намекают, что и hands-free не спасает водителя от ошибок. Разница в эффекте беседы по сотовому и с живым собеседником теперь стала совсем очевидной.
Результаты исследования опубликованы в декабрьском номере журнала Journal of Experimental Psychology.