Американцы не просто боятся медведей, которые бродят по Сибири. Они знают, как это выглядит, потому что медведи бродят по их городам. Более того, Ursus americanus одолели пороки и проблемы «американского образа жизни».
Общество сохранения дикой природы (Wildlife Conservation Society (WCS)) разработало целую программу по сохранению американских черных медведей (Ursus americanus). В рамках этой программы ученые регулярно исследуют образ жизни косолапых сограждан. В том числе и тех, кто променял дикую жизнь на соседство с человеком.
Городские медведи
Десять лет сотрудники WCS следили за 12 медведями, которые поселились у городов, расположенных вокруг озера Тахо в Неваде. Параллельно они выбрали для исследования десять медведей, которые жили в отдаленных уголках еще не тронутой человеком дикой природы. Медведи, которые жили в пригородах, неплохо отъелись, побираясь по помойкам.
«Городские» медведи практически полностью перешли на «фастфуд» из мусорных контейнеров, стоящих на задних дворах ресторанов быстрого питания, торговых центров и жилых домов». И неудивительно: на поиски пищи надо тратить на две трети меньше времени, чем на сбор ягод или на охоту. При таком размеренном образе жизни они стали весить на 30% больше, чем их дикие собратья, вынужденные искать пищу традиционным способом. Кроме того, «помойные» медведи постепенно переходят на ночной образ жизни. Они стараются избегать суетливых двуногих и приходить за едой, когда человеческий рабочий день уже закончился. Да и в берлогу «городские» черные медведи уже не торопятся: люди выбрасывают объедки даже зимой.
Последствия медвежьей урбанизации
С повышением веса у черных медведей специалисты WCS связывают и более раннюю рождаемость среди этих животных. Самки приносят первого медвежонка уже в четыре -- пять лет, а их дикие сестры -- только в семь --восемь. В районе Тахо исследователи встречали медведиц, которые впервые принесли потомство уже в два -- три года. И хотя, по данным исследований, дети «городских» медведей не всегда перенимают от матерей привычку столоваться на помойках, общее количество «горожан» среди косолапых неуклонно растет. Правда, окончательно вытеснить человека из городов черные медведи все-таки не смогут. Их численность «успешно» регулируется при помощи автотранспорта.
Все 12 медведей из «городской» выборки так и не дожили до 10-летнего возраста, попав под машину. Несмотря на все тяготы жизни в лесу, из десяти диких первый десяток разменяли шесть косолапых.
«Город становится настоящим медвежьим капканом, -- говорит руководитель исследования Джон Бекманн (Jon Beckmann). -- Из-за богатого источника пищи -- мусора -- медведи стягиваются из лесов к человеческому жилью, где и гибнут». По его словам, обитая в пригородах, медведи не в состоянии повторно колонизировать дикие районы США. А жить долго и нормально размножаться по соседству с человеком у черных медведей тоже не получается. Поэтому популяция Ursus americanus в Неваде не растет. Но и не падает, потому что ее подпитывают косолапые иммигранты из соседней Калифорнии. Которые, видимо, считают, что невадские помойки интереснее. Общество сохранения дикой природы пытается работать с местными властями, чтобы внедрить использование мусорных контейнеров, которые медведи вскрыть не могут. «Этим диким животным надо оставаться частью дикого пейзажа», -- говорит Бекманн.
Результаты 10-летнего исследования американских зоологов опубликованы в журнале Human-Wildlife Conflicts.