От чтения мужских журналов у мужчин страдает самооценка. Особенно если в изданиях публикуется реклама с полуобнаженным женским модельным телом. Чтобы выявить проблему, ученые плотно погрузили несколько мужчин в мужской глянец.
До сих пор исследователи оценивали, как влияют публикуемые в СМИ изображения стандартных моделей на женщин. Многочисленные работы позволили сделать однозначный вывод: насмотревшиеся мужского глянца женщины страдают от собственной «некрасивости». Теперь ученые обратили внимание и на мужчин. Потому что они тоже активно читают глянцевые журналы.
Джениффер Обрей (Jennifer Aubrey) из Колледжа искусств и науки (College of Arts and Science) Университета Миссури (University of Missouri) провела три исследования, в ходе которых выясняла, как чтение мужских журналов сказывается на молодых мужчинах.
Для эксперимента собрали группу студентов колледжа -- мужчин традиционной ориентации. Перед началом эксперимента исследователь выяснила, что у всех добровольцев нормальная самооценка и они считают, что обладают нормальными внешними данными.
В первом Обрей выдала испытуемым типично «мальчиковые» журналы, такие как Maxim, FHM и Stuff. Как пояснила автор работы, в этих изданиях два основных способа воздействия на читателя. Первый -- визуальный, который содержит «наводящие на размышления о сексе» изображения женщин. Второй -- текстовые статьи, в которых «мужским голосом», в том числе и с использованием непристойностей, рассказывается о моде, сексе, технологиях и поп-культуре.
Когда добровольцы изучили мужской глянец от корки до корки, Обрей измерила, насколько у них изменилась застенчивость (в данном случае представление субъекта о своем внешнем виде и тенденция оценивать его) и связанная с внешностью тревожность (ожидание появления угрожающих признаков негативного изменения внешности). Для этого участникам исследования предложили снова ответить на касающиеся их внешности вопросы. Например: «Думаете ли вы в течение дня о том, как выглядите?»
Оказалось, что у испытуемых появились серьезные проблемы в оценке их внешности. Попросту говоря, они стали считать себя некрасивыми и начали стесняться собственного тела.
Эксперимент на этом не закончился: после такой сверхдозы глянца испытуемые целый год обязались не читать мужские журналы, затем их снова собрали и опросили. Выяснилось, что чувство стеснения по отношению к собственному телу за прошедший год у испытуемых сохранилось. Обрей связывает это именно с чтением мужских журналов.
При этом оказалось, что мужчины начинают комплексовать по поводу внешности совсем не так, как женщины. Ведь в «мальчиковых» изданиях почти нет изображений обнаженных мужчин, которые читатели могли бы выбрать эталоном. В мужском глянце 90% изображений -- обнаженные женщины. Судя по всему, именно они так пагубно влияют на мужскую самооценку, считает автор.
Чтобы понять, как это происходит, Обрей в сотрудничестве с коллегами из Калифорнийского университета (University of California) решила провести еще одно исследование.
Испытуемых разделили на три группы. Первой вручили мужские журналы, в которых предложили рассматривать обнаженных женщин и читать короткое описание их внешности. Вторая группа изучала издания о мужской моде, где публиковались изображения полностью одетых мужчин. Третья группа разглядывала нейтральные мужские издания о кино и высоких технологиях.
Выяснилось, что испытуемые, которые рассматривали обнаженку, стали стесняться себя намного чаще, чем две группы, которые рассматривали журналы без изображений женских тел. Причем те, кто разглядывал мужские модные журналы, чувствовали себя наиболее уверенно.
Как предполагает Обрей, разглядывание обнаженного женского тела усиливает мужские комплексы. Ведь это напоминает сильному полу о том, что завоевать такую красотку можно, только обладая идеальной внешностью.
Эту теорию Обрей тоже решила проверить. Испытуемых поделили на две группы. Первым выдали для просмотра журналы со вклеенными туда изображениями идеализированных моделей. Вторя группа смотрела на такой же продукт, в который ученые вставили фото моделей в компании бойфрендов со среднестатистической внешностью. И добавили заголовок: «Модели выбирают среднестатистических мужчин».
Те, кто рассматривал картинки с бойфрендами, чувствовали себя намного увереннее, чем разглядывавшие журналы только с моделями. «Когда испытуемые видели, что мужчины со средними внешними данными могут нравиться моделям, это снимало тревожность и позволяло им оценивать свою внешность гораздо адекватнее», -- рассказала Обрей.
Судя по статье, мужчин, конечно, нужно беречь от разглядывания каталогов женского белья, мужских журналов и порнофильмов. Хотя у этой проблемы есть и другая сторона: стеснительные жертвы глянца скорее станут клиентами спортивных клубов. Если, конечно, совсем не погрузятся в комплексы и не перейдут в том числе на женский глянец.
Результаты исследования опубликованы в журнале Human Communication Research.