Дети учат слова до того, как начинают говорить
Психологи советуют не материться при грудничках. Потому что в тот момент, когда малыш говорит первое слово, он уже знает несколько сот слов. Да еще помнит, как правильно их произносить.
Как именно крохотный человечек изучает мир, понять довольно тяжело. Особенно если речь идет о слуховой информации. Но ученые давно пользуются хорошо известной детской слабостью -- малышам очень нравится смотреть на рисунки или объекты, которые им показывают и называют.
Ребенок довольно быстро учится связывать картинку и слово. После этого можно переходить к экспериментам. Ученые отслеживают движения глаз у детей, в то время как они смотрят на два разных объекта (например, яблоко и собака). Экспериментатор произносит название одного объекта и определяет, направляет ли ребенок взгляд на этот предмет.
Исследователи могут изменить звучание слова (например, вместо «собака» говорят «сорока») и проверить, будет ли их подопечный смотреть на собаку столько же, сколько обычно. Или, как это свойственно взрослым, равнодушно скользнет взглядом, понимая, что «собака» не может произноситься как «сорока».
Как считают психологи, у младенцев есть уникальная способность улавливать фонетические аспекты речи, но с возрастом они ее теряют. Для того чтобы научиться понимать родной язык. Например, по словам исследователей, шестимесячные карапузы, родители которых говорили на английском, могли уловить разницу между раздельно произнесенными согласными языка хинди. И разучились это делать уже к году.
Восприятие звуков малышами изучается довольно давно. Еще в 80-е годы прошлого века ученые обнаружили, что младенцы хорошо отличают согласные и гласные звуки родной речи от тех, что ей не свойственны.
А недавнее исследование, которое провел психолог из Пенсильванского университета (University of Pennsylvania) Дэниел Свингли (Daniel Swingley), показало, что младенцы запоминают не только отдельные звуки речи, но и формы слов. Получается, что малыши имеют представление не только о частях, из которых складывается слово, но и о существовании самого слова.
Фонетические формы слов позволяют детям увеличивать свой «словарь» и в конечном итоге освоить грамматику. Хотя, конечно, в этом возрасте малыши еще не знают, что конкретно означают слова, но уже с восьми месяцев начинают изучать фонетические формы слова и в состоянии узнавать их.
Еще в семь с половиной месяцев малыши не узнают одно и то же слово, если его произносят с разной интонацией или разным голосом (например, мужским и женским). Но уже к десяти с половиной месяцам подобные условия их совершенно не беспокоят – слова они узнают в любой «редакции».
Также исследователь обнаружил, что к году дети еще не в состоянии различать на слух долгие и краткие гласные, но чуть позже интерпретируют различия в словах согласно правилам родного языка. Например, полуторагодовалые голландцы считали tam и taam (как, например, в русском «валам» и «Валаам») совершенно разными словами, а их английские сверстники уже благополучно забыли, что гласные звучат длиннее и короче.
Знание словоформ позволяет детям не только лучше освоить язык. Но также помогает понять, как «работает» их родной язык. Малыши постоянно «собирают» формы новых слов и параллельно узнают, как их использовать. Свингли говорит, что «эти словоформы становятся своеобразным фондом раннего словаря и приводят малышей к последующему открытию грамматики». И добавляет, что тест на способность младенцев интерпретировать разговорный язык может четче показывать их будущие языковые способности.
Впрочем, родители еще до публикации результатов исследования американского психолога в журнале Current Directions in Psychological Science знали, что с малышами надо как можно больше общаться. И лучше без мата.