Прикосновение связывает зрение и слух
Научиться читать на иностранном языке помогут прикосновения. Они, по мнению французских ученых, улучшают связь между слухом и зрением.
Ученые считают, что когда человек читает новые для него слова, он объединяет визуальный стимул в виде буквы (графему) и слуховой -- звук (фонему). Исследователи из лаборатории по изучению психологии и неврологии познавательных процессов в Гренобле (Laboratoire de Psychologie et Neurocognition in Grenoble) под руководством Эдуарда Жента (Édouard Gentaz) решили проверить, можно ли оптимизировать этот процесс, добавив в него какой-то дополнительный стимул.
Как выучить иероглифы
Для эксперимента ученые пригласили тридцать франкоговорящих взрослых. Им предложили запомнить 15 изображений, похожих на японские иероглифы, и соответствующих им 15 бессмысленных для испытуемых звуков.
Добровольцы обучались по двум разным методам. Половина -- «классически», используя только зрение. Остальные -- «мультисенсорно», при данном методе прикосновение к предмету идет параллельно с визуальным восприятием. Символы на карточках сделали выпуклыми, чтобы люди могли ощутить их форму.
После того как испытуемые запомнили материал, ученые проверили результаты каждого испытуемого при помощи тестов на узнавание визуального или слухового стимула. Из пяти предъявленных звуков или картинок участникам эксперимента приходилось выбирать тот, который они запоминали в ходе эксперимента.
Потом испытуемым показали картинки с «иероглифами» и предложили узнать соответствующий ему звук в серии из пяти стимулов. И наоборот, из пяти картинок с символами выбрать одну, которая соответствует предъявленному звуку.
Лучше на ощупь
Выяснилось, что выучить новый «язык» испытуемые смогли при помощи обоих способов. Но лучшие результаты показали те, кому стимулы дали еще и «пощупать».
Даже при повторении теста через неделю группа, которая училась при помощи «мультисенсорного» метода, продолжала показывать лучшие результаты.
По словам ученых, тактильные ощущения, которые испытуемые получали при помощи рук, стали своеобразным цементом, который связал зрительные и слуховые ощущения и улучшил запоминание.
Исследователям предстоит выяснить, как этот механизм работает на нейронном уровне. Поэтому они планируют разработать методику исследования, при которой смогут использовать магнитно-резонансную томографию: она поможет проверить, какие области коры головного мозга активируются в ходе «мультисенсорного» обучения.
Результаты работы французских ученых опубликованы в журнале PloS One и на сайте Centre national de la recherche scientifique.