Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Лазерная арфа вновь родилась в Нижнем Новгороде

Уникальную лазерную арфу теперь можно увидеть не только в шоу Жана-Мишеля Жарра, но и в отечественных клубах. Инструмент, который существует в мире всего в нескольких экземплярах, сумели заново создать конструкторы из Нижнего Новгорода.

Как рассказали в интервью Infox.ru разработчики российской лазерной арфы Андрей Кудрявцев и Сергей Павлов из нижегородского творческого объединения Deftaudio, «арфой» конструкцию из нескольких лазерных лучей назвали из-за сходства с реальным инструментом. Только вместо струн, которые можно перебирать пальцами, в лазерной арфе используются лазерные лучи, на которых играют всей кистью. Ведь для того чтобы извлечь звук, музыканту требуется полностью заблокировать «световую струну», перекрыв ее ладонью.

Отцы-основатели

Прототип лазерной арфы разработал французский музыкант Бернард Штайнер (Bernard Szajner) в 1979 году. А впервые она появилась на сцене в 1981 году во время концертов Жана-Мишеля Жарра в Китае, будучи еще опытным образцом.

Позже за дело взялся еще один француз -- инженер Филипп Гуерр (Philippe Guerre). Этот меломан радикально изменил конструкцию лазерной арфы. Теперь инструмент стал менее громоздким. Он состоял из одного лазера и вращающегося зеркала, которое позволяло «размножать» лучи и посылать их в разных направлениях. Гуерр придумал и программное обеспечение, позволяющее присваивать каждому лучу определенный тон. По сути, лазерная арфа Гуерра стала обыкновенным MIDI-контроллером, что позволило подключать ее к синтезатору и получать на струнах любые тона. Впервые Жарр попробовал «новинку» на концерте в Хьюстоне, после чего, как правило, использовал в последующих шоу именно этот инструмент.

Два типа лазерных арф

Такой тип лазерной арфы называется бескорпусным (Unframed) или «Бесконечным лучом» (Infinite Beam). Он достаточно сложен, потому что требует не только размножения лазерного луча, но и контроля получившихся «клонов». Контроль осуществляет единственный светодиод, на который поступает отраженный луч. По времени его попадания датчик определяет, какой из отраженных лучей заблокирован. Высоту положения руки на «световой струне» можно контролировать при помощи инфракрасных датчиков, лазерных дальномеров или даже видеокамеры.

Нередко для упрощения конструкции у бескорпусных лазерных арф используют не один лазер, а отдельные на каждый луч.

Второй тип лазерных арф -- корпусные (Framed). Как и следует из их названия, они состоят из рамы, на которой крепится не только лазеры, но и фотоэлементы, которые их контролируют. Эта схема значительно проще, чем «Бесконечный луч», так как каждому лучу в ней соответствует его фотоэлемент и игра на такой лазерной арфе происходит по принципу простого реле. Лазеры можно устанавливать под любым углом, вертикально и горизонтально.

Техника безопасности

Чтобы струны лазерной арфы стали видимыми для человеческого глаза, конструкторам приходится использовать лазеры мощностью 20мВт и больше. Однако для концертных лазерных арф, которые рассчитаны на большие объемы помещений или открытые площадки, могут использоваться лазеры мощностью 500 мВт и больше. Согласно классификации IEC 60825-1, эти лазеры относятся к классу IIIb (5-500 мВт) или IV (более 500мВт), поэтому могут представлять реальную угрозу для здоровья музыканта. Поэтому, чтобы не получить ожоги кожи и глаз, исполнитель использует асбестовые перчатки и темные очки.

Разработчики из Нижнего рассказывают, что для того чтобы лучи арфы стали лучше видны, концерты с ее использованием проводят в темноте, а сам лазер «проявляется» при помощи искусственного дыма.

Многие инженеры пытались воспроизвести конструкцию лазерных арф, которые использовались в шоу Жарра. Наиболее успешным конструктором стал фотограф Стивен Хобли (Stephen Hobley), который «всего» за 22 года сделал работающую корпусную лазерную арфу на десять лучей.

Российская арфа

Но российские музыканты решили не следовать западному опыту и попробовали построить лазерную арфу с нуля. В результате у конструкторов творческого объединения Deftaudio из Нижнего Новгорода получилась тоже корпусная лазерная арфа, но из восьми лучей. Как рассказали разработчики корреспонденту Infox.ru, в конструкции нижегородской арфы используется один промышленный лазер мощностью до 100 мВт, а также восемь отражателей и такое же количество сенсоров, которые крепятся на раме высотой около двух с половиной метров.

Единственный лазер копируется по тому же принципу, что и в инструменте Гуерра, но каждый получившийся в итоге луч принимается индивидуальным сенсором. Положение руки по высоте относительно луча в отечественной разработке может контролироваться при помощи инфракрасного датчика, который крепится к руке.

Как и ее аналоги, арфа Deftaudio подключается к синтезаторному оборудованию, что позволяет моделировать ее звучание на усмотрение исполнителя.

Мощность нижегородской лазерной арфы невелика, и для нее не обязательно использовать асбестовые перчатки. Поэтому лучше всего она смотрится в небольших затемненных помещениях, где работает дым-машина. Именно это позволяет использовать ее в клубах и концертных залах.

Полная версия