Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) намерена опротестовать сроки дисквалификаций семи российских легкоатлеток, признанных виновными в подмене допинг-проб. Российская федерация готова отстаивать свою позицию в суде.
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев сообщил Infox.ru, что дело о дисквалификации российских легкоатлеток, закрытое в конце октября, неожиданно получило продолжение. В четверг Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) опубликовала официальное заявление, в котором было озвучено желание оспорить в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS) сроки дисквалификаций, установленные ВФЛА в отношении Ольги Егоровой, Татьяны Томашовой, Елены Соболевой, Дарьи Пищальниковой, Юлии Фоменко, Гульфии Ханафеевой и Светланы Черкасовой.
Напомним, что все семь спортсменок были признаны виновными в подмене своих допинг-проб. В ходе расследования было доказано, что ДНК в пробах, взятых у спортсменок в 2007 году, не совпадает с той, что имелась в образцах, полученных за несколько месяцев до начала Олимпийских игр.
В результате ни одной из легкоатлеток по понятным причинам не удалось выступить в Пекине, а по окончании расследования они были приговорены к двум годам дисквалификации. Самым неожиданным во всей этой истории стал не только довольно мягкий срок наказания, но и даты, с которых для каждой из спортсменок оно вступило в силу. Для Дарьи Пищальниковой – с 10 апреля, для Светланы Черкасовой и Елены Соболевой – с 26 апреля, для Юлии Фоменко – с 27 апреля, для Гульфии Ханафеевой – с 9 мая, а для Татьяны Томашовой – с 23 мая 2007 года. То есть с момента взятия первых проб. Это предполагало, что вернуться к соревновательной практике девушки могли уже к середине следующего года.
Подобная гуманность ВФЛА не была оценена чиновниками из IAAF. «Для IAAF неприемлемо, чтобы спортсменки, совершившие такое серьезное и умышленное нарушение антидопинговых правил IAAF, реально отбывали дисквалификацию только девять-десять месяцев и получили право уже летом 2009 года начать соревноваться, – говорится в заявлении президента IAAF Ламине Диака, размещенном на официальном сайте ассоциации. – Более того, я считаю, обстоятельства дела дают IAAF основания требовать увеличения срока дисквалификации. Она должна превышать минимально возможный срок в два года».
Таким образом, в суде ВФЛА предстоит отвечать на два вопроса: почему начало дисквалификаций датировано не тем днем, когда спортсменки были впервые отстранены от участия в соревнованиях, а временем забора первой пробы, и почему за столь серьезное наказание, предполагающие пожизненную дисквалификацию, был вынесен столь мягкий приговор?
В разговоре с корреспондентом Infox.ru президент ВФЛА Валентин Балахничев не стал отрицать правомерность подобных претензий. «IAAF имеет полное право оспорить наше решение, иначе бы суд их не принимал. У них есть серьезные доводы, однако и у нас есть свои аргументы», – заявил руководитель федерации.
«Действительно, наказание вступает в силу с момента первого отстранения спортсмена от соревнования. Однако, проконсультировавшись с юристами, мы воспользовались правилами ВАДА, одно из которых гласит, что в случае затягивания решения по делу спортсмена наказание может назначаться с момента первого забора пробы, – объяснил Балахничев . – А ведь расследование по делу растянулось почти на полтора года. Причем по вине IAAF. Таким образом, у нас есть разногласия во мнении с IAAF, которые будут рассмотрены в суде. И суд, выслушав обе стороны, вынесет соответствующее решение».
Дата начала судебных слушаний пока неизвестна. Однако уже сейчас можно предположить, что одним заседанием дело не ограничится. Предстоит долгая и кропотливая работа, направленная на защиту своих интересов. ВФЛА уже сейчас начала поиск грамотных юристов, которые будут способны отстоять позицию России в этом вопросе. Вполне вероятно, что одним из них станет Тагир Самакаев, который довольно хорошо знаком с этим делом, поскольку отстаивал права легкоатлеток в прошлом.
«Пока за правовой помощью ко мне никто не обращался, – сказал адвокат Infox.ru. – А все, что касается моей позиции по этому вопросу -- то я ее уже высказал на заседании антидопинговой комиссии. Мое мнение, что IAAF не предоставила достаточно доказательств для дисквалификации наших легкоатлеток. Спортсменки в том, что им инкриминируют, не виноваты».
На вопрос о его возможном участии в этом деле Самакаев ответил: «Будет день – будет пища».