Россияне пересматривают свои потребительские привычки и стараются экономить на продуктах и предметах первой необходимости. Об этом свидетельствуют данные опроса.
Российские покупатели стараются сократить ежедневные траты и перейти на более дешевые продукты и предметы первой необходимости. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного «Левада-центром».
Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Можно ли сказать, что вы (члены вашей семьи) в последние два-три месяца стараетесь покупать более дешевые продукты питания и другие предметы первой необходимости, чем покупали ранее?». 29% респондентов ответили «определенно да», еще 42% -- «скорее да». Точно не экономят 3% опрошенных, «скорее нет» ответили 23%. При этом 10% от числа всех опрошенных сообщили, что за последние два-три месяца их повседневное потребление значительно ухудшилось.
«И переход на более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости -- это чаще всего вынужденная мера, связанная со снижением покупательных возможностей семей (здесь могут вносить свой вклад и снижение денежных доходов, и рост цен на продукты питания и на другие товары/услуги)», -- отмечают социологи.
При этом отмечается, что экономят больше те, кто и до этого не шиковал: если сравнивать семьи с разным достатком, то чаще переход на более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости случался именно среди менее обеспеченных семей. 43% среди семей с низкими доходами были вынуждены в последнее время отказываться от привычных продуктов питания и предметов первой необходимости, которые ранее могли себе позволить. Среди семей с высокими доходами 13% признались, что стараются сэкономить.
Среди тех, кто уже ощутил какие-либо ухудшения в повседневном потреблении, ожидания весьма пессимистичны и в отношении ближайших месяцев.
Опрос проводился 23--27 января среди 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны.