Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Палате № 6» кризис не грозит

Карен Шахназаров только что закончил съемки нового фильма. У еще несмонтированной картины уже есть двадцатилетняя история. В 1988 году сценарий, написанный Шахназаровым и его постоянным соавтором Александром Бородянским по повести Чехова «Палата № 6» специально для Марчелло Мастрояни, обсуждался с итальянскими продюсерами. Но дальше обсуждения дело не пошло. Зато сейчас, несмотря на кризис, о котором глава киноконцерна «Мосфильм» и кинорежиссер Карен Шахназаров слышит на каждом шагу, он взялся за старую задумку и снял новое кино.

Незаменимых Мастрояни не бывает

Двадцать лет назад продюсерам из Италии, на деньги которых должен был сниматься фильм Шахназарова, не понравилось, что действие «Палаты № 6» сценаристы перенесли в современность. По признанию Карена Георгиевича, он их прекрасно понимает и допускает, что итальянцы были по-своему правы:

Карен ШахназаровРодился 8 июля 1952 года в Краснодаре.

-- Мы перенесли действие в современность. Это нетрадиционная трактовка. А итальянцы хотели костюмированный исторический фильм. Наверное, они были правы. На главную роль утвердили Марчелло Мастрояни. Собственно, для Мастрояни сценарий и был написан. Мы тогда уже даже начали подготовительную работу. Но в результате дальше дело не пошло.

Но даже спустя годы генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Шахназаров не жалеет о том, что тогда фильм не случился. Да и подготовительный материал втуне не пропал: очень многое режиссер использовал в картине «Цареубийца». А не так давно опытному мастеру хватило одного взгляда на актера Владимира Ильина, чтобы понять: вот он -- доктор Рагин. И старый сценарий превратился в новую работу режиссера. Удивительно, но факт: съемочный процесс, проходивший в не самых обычных условиях настоящей психиатрической больницы, занял всего месяц. Окончательно фильм будет готов, по замыслу режиссера, в феврале-марте следующего года.

На фоне кризиса снимается кино

«Палата № 6» -- далеко не единственный крупный проект «Мосфильма», работа над которым идет полным ходом:

Награды и премииЛауреат Литературной премии имени Бориса Полевого за повесть «Курьер» (1982), лауреат премии Ленинского комсомола за развитие жанра музыкальной комедии в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» (1986).

-- Андрей Эшпай заканчивает масштабный сериал «Иван Грозный», а сегодня мы дипломатам показывали -- у нас есть такая традиция: показывать новые фильмы для дипкорпуса – «Пассажирку» Говорухина. Интересный, очень красивый, романтический фильм по Станюковичу, давно я не видел такой масштабной лирической любовной картины.

-- Неужели пресловутый кризис никак не затронул «Мосфильм»?

-- Мы, конечно, почувствовали изменение экономической ситуации, но нельзя сказать, что серьезно нас это затрагивает. Да, многие картины, которые должны снимать зимой, останавливаются: кто-то ждет денег, у кого-то долги... «Мосфильму» помогает многопрофильность. Если в каких-то направлениях у нас не очень хорошо идут дела, то другие вполне преуспевают. Запас прочности большой. Мы не бюджетное предприятие, хотя и государственное. Деньги мы зарабатывали сами всегда. С 1991 года государство ни копейки не давало «Мосфильму». Кредитов мы тоже не брали. Экономика «Мосфильма» проста: заработали, купили оборудование, вложили деньги в дело. Я слышал, что в других кинокомпаниях, особенно небольших, серьезные проблемы. Пострадают от кризиса, я думаю, более однопрофильные компании или компании небольшие.

-- А что будет с российским кино? Есть мнение, что станет меньше коммерческого кино, требующего колоссальных затрат, а на этом фоне расцветет авторское.

-- Отечественных блокбастеров, конечно, станет меньше, потому что просто не будет денег на большие картины. А что касается надежд на авторское кино... Трудно сказать, я не думаю, что они очень оправданы. У нас и авторское кино достаточно дорогое. У нас все кино недешевое в последние годы. Поэтому насколько оно сможет существовать в этих условиях… Не знаю. Чтобы что-то изменилось, надо чтобы другие люди начали снимать другое кино. Поэтому лучше наше кино вряд ли станет. Это ведь все зависит от авторов, режиссеров, сценаристов. Должны прийти новые люди с другой художественной идеей, которые резко улучшат его качество, но таких пока не видно на горизонте.

Лучше меньше да... меньше

-- Может быть, не так уж плохо, что кино станет меньше? Зрители ведь тоже начинают тщательней относиться к содержимому своих кошельков, а значит спрос и предложение будут сбалансированы...

-- А может, билеты станут дешевле? Что было бы неплохо. Я считаю, у нас неадекватно дорогие билеты.

-- Вы в это верите?

Работы мастера1975 -- «Шире шаг, маэстро» к/м (диплом, авт. сц. и реж.); 1977 -- «На скользкой дороге» к/м (авт. сц. и реж.); 1977 -- «На экране Василий Шукшин. Позови меня в даль светлую» к/м (авт. сц. и реж.);

-- Не знаю. У нас в стране все как-то неадекватно. Я только что прилетел из Америки, так там цены на бензин в четыре раза упали. Сейчас он стоит меньше двух долларов за галлон. А у нас? У нас такого не происходит. Цена на нефть-то для всех упала, но у нас если и подешевеет бензин, то на рубль. Во всем мире главное -- конкуренция. В той же Америке очень жестко отслеживаются монополии, потому что главное -- создать конкуренцию, а тогда начинают падать цены.

В киноотрасли, мало кто об этом знает, довольно жесткая конкуренция. Поэтому у нас сейчас цены реально падают, мы вынуждены очень сильно опускать цены на оборудование, к примеру. Не на рубль, а на 50%. Появилось много частных кинокомпаний, довольно приличных, которые тоже предлагают свои услуги. Идет жесткая борьба. Но в обычной жизни пока никак не ощущаю. Не вижу я симптомов кризиса. Вот в Америке сейчас увидел. Предрождественское время, а в магазинах нет людей. Я был в Бостоне, городе богатом, элитном. При всей любви американцев к шопингу, плюс Рождество на носу, распродажи огромные, а ходят по громадному магазину два-три человека. Вот это симптом. У нас я такого пока не видел.

-- У нас нет кризиса?

-- Мне кажется, у нас мало информации о том, что происходит в стране. Если есть серьезные проблемы, то их надо обсуждать... Вспомнил! Вот напротив «Мосфильма» новостройка -- месяца полтора дом стоит. Все, перестали его строить. Никаких работ не ведется. Краны стоят, рабочих не видно.

-- А творческим единицам стоит бояться глобальных потрясений?

-- Думаю, да. Многие актеры мне жалуются, что работы нет, проекты закрываются. А соответственно, падают зарплаты у актеров. Все это однозначно скажется и на нашем брате -- режиссерах, сценаристах. Пока же мы на «Мосфильме» ощущаем, что спад есть. Но у нас нет планов кого-то сокращать или увольнять.

Полная версия