«Христос» в Перми поет на пяти языках
Мировая премьера оперы известнейшего композитора XIX века Антона Рубинштейна «Христос», партитура которой считалась навсегда утерянной, состоится на сцене Пермского театра оперы и балета. Правнук композитора дирижер Антон Шароев искал партитуру двенадцать лет.
Партитура последней оперы Антона Рубинштейна «Христос» обнаружена в архивах в Берлине. Мировая сценическая премьера оперы состоится на сцене Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского.
У духовной оперы в двух действиях есть второе название -- «Семь попыток познания божественного». Семь картин оперы -- это главные сюжеты Евангелия. Исполняться разные сцены будут на разных языках: русском, немецком, древнееврейском, латинском и армянском с русскими титрами, сообщает пресс-служба театра.
Над постановкой оперы работали музыкальный руководитель и дирижер (правнук Рубинштейна) Антон Шароев, режиссер-постановщик и худрук театра Георгий Исаакян, художник Елена Соловьева, хормейстер Владимир Никитенков и дирижер Александр Шамеев.
В поисках утраченного
Более ста лет «Христос» считался безвозвратно утерянным. Композитор написал оперу в последние месяцы жизни в Германии незадолго до смерти. Заказ на оперу он получил от берлинского театра. Зрители услышали «Христа» единственный раз: в 1894 году опера была поставлена в Штутгарте в концертном исполнении под управлением автора. 114 лет оперу целиком никто и нигде не ставил.
Микрофильмы с копиями партитуры обнаружил в Берлинской национальной библиотеке правнук композитора, дирижер Антон Шароев. Двенадцать лет он искал последнюю оперу прадеда. «Прошло две войны -- первая и вторая мировая. Меня все искусствоведы Германии уверяли, что вряд ли удастся найти после этих событий», -- вспоминает дирижер в интервью телеканалу «Культура».
Невидимый Христос
После переговоров с дирижером Шароевым пермский театр взялся за постановку последней оперы Рубинштейна и первой в России духовной оперы. «Мы пытаемся понять, что с нами сделало время, что с нами две тысячи лет происходило и как так получилось, что все больше и больше мы теряем то божественное, что в человеке заложено изначально», -- поясняет художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.
В постановке задействованы вся оперная труппа, оркестр, хор, детская группа театра. Однако главный герой оперы -- Христос -- на сцене не появляется ни разу. Зрители могут только слышать его голос. Роль Христа поделена между двумя тенорами, солистами театра. Их голоса звучат из разных точек зала.
«Христос», по мнению музыковедов, особняком стоит в творчестве композитора. Есть мнение, что опера -- своеобразный итог жизни Рубиншетйна. В произведении соединились православная, католическая и протестантская музыка. Антон Рубинштейн -- один из величайших пианистов эпохи, основатель первой русской консерватории в Санкт-Петербурге, знаменитый дирижер и педагог. Среди его учеников многие композиторы XIX века, в том числе и Чайковский.