Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Кризис не отыграется на сцене

Кризис в экономике не заставит российских зрителей отказаться от удовольствия ходить в театры и на концерты. В этом уверены и таланты, и их поклонники. Некоторые даже склонны считать, что, сэкономив на хлебе, наш зритель оторвется на зрелищах.

Финансовый кризис так или иначе затрагивает все сферы жизни. Как показывают последние опросы социологов, люди начинают экономить на всем. По данным ВЦИОМ, треть россиян уже решили отказаться от покупки дорогих продуктов и товаров и посвятить свободное время поиску дешевых. А каждый четвертый ищет не недорогую пищу и одежду, а возможность подработать, чтобы последствия кризиса затронули бюджет семьи по минимуму.

Вечный кризис жанра

Казалось бы, первым делом люди должны отказаться от самого «ненужного» -- развлечений. Без походов в театры и концертные залы прожить можно. Но, как оказалось, не хочется.

Опрос Infox.ru на улицах Москвы подтвердил расхожее мнение, что «чем хуже, тем лучше». К примеру, жительнице Анапы театральное хобби дорогого стоит. А в связи с кризисом оно может стать просто золотым, ведь зрительница специально ездит из южного города в Москву, чтобы не пропустить лучшие спектакли столичных театров. Но отказываться от такого удовольствия она не собирается ни при каких обстоятельствах. «Нет, я от этого никогда не откажусь, потому что без театра жить не могу», -- категорично заявляет театралка.

Скоро новосельеСразу четыре здания для театров построят в ближайшие два года в Мещанском районе в центре Москвы.

«Зритель, который всегда ходил в театры, будет продолжать ходить. А другого ни в какие, даже самые благополучные времена не заставишь в театр прийти, -- убеждена актриса МХТ имени Чехова Марина Голуб. -- А вообще это парадокс: чем тяжелее времена, тем полнее залы».

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин также убежден, что театры выживут во что бы то ни стало: «Сколько живу, я все время слышу о кризисе в театре. О том, что театр переживает не лучшие времена. О том, что в театр ходят, но смотреть нечего. О том, что перестали в театр ходить, но появилось что смотреть. Какая-то парадоксальная всегда оценка состояния театральных дел. Театр -- живой организм. У него могут быть спады и падения, но он может вдруг взлететь вверх. В театре возможно все. Но это «все» зависит от культуры, вкуса, меры, сердечности, доброты, философской значимости того, что ты показываешь».

Единственное, о чем мечтает Калягин, так это чтобы театр не был брошен государством, как это было в 90-х годах прошлого века. В эти времена, когда театральные залы были пусты, а актеры уходили «в заработки», ему категорически возвращаться не хочется.

Спрос и предложение: бег наперегонки

На концертном рынке столицы ситуация несколько иная. Кризис тут начался еще раньше, чем в экономике. В последние годы москвичи стали тратить больше денег на развлечения, ходить в рестораны, театры, на концерты. А спрос, как известно, рождает предложение. Следствием этого стало перенасыщение рынка. Зритель уже не может или не хочет такого количества развлечений за немалые, как правило, деньги.

Генеральный директор компаний «Партер.ру» и «Контрамарка.ру» Марина Ленсу полагает, что на ситуацию повлияло появление промоутеров, посчитавших концертный бизнес очень привлекательным, легким и прибыльным. Такие дельцы предлагают западным звездам баснословные гонорары, в два-три раза превышающие европейские. Высокие расходы на гонорар и организацию концерта рождают неоправданно высокие цены: билет в партер за 20--50 тыс. рублей -- привычное дело.

«Сейчас, с наступлением финансового кризиса, ситуация еще более обострилась, причем мы, подготовленные к спаду активности на рынке шоу-бизнеса, не ожидали, что это как-то скажется на посещаемости мероприятий в осенние месяцы. Мы ожидали, что эффект наступит позже, в начале следующего года, когда произойдет глобальное повышение цен, усилится инфляция», -- рассказала Ленсу корреспонденту Infox.ru.

Однако уже в октябре-ноябре стало очевидным, что москвичи перестали скупать билеты на концерты зарубежных исполнителей. Ленсу приводит в пример результаты только одной недели: перенос RnB FEST и отмена концерта группы The Prodigy из-за плохих продаж.

При этом зрителя, отказавшегося от выступлений западных звезд, живо интересуют новые театральные постановки и концерты российских исполнителей. Разумеется, не последнюю роль в таком выборе досуга играют цены на билеты. По данным компаний «Партер.ру» и «Контрамарка.ру», средняя стоимость билета -- 1000 рублей за обычный билет и до 5000--7000 рублей за место в партере.

Кому война...

Москвичи пока активно ходят на концерты российских исполнителей на небольших площадках и в клубах, где цены на билеты также не очень высоки. Такие концерты проходят с заполняемостью зала на 70--80%, а иногда и с аншлагами. Марина Ленсу считает, что складывающаяся сейчас ситуация на рынке слегка подогрета:

«На кошельках москвичей финансовый кризис еще не очень отразился, его последствия будут заметны позже. Сейчас это скорее ажиотажная ситуация -- осторожность на фоне кризиса. Сам же кризис, я думаю, в каком-то смысле поможет стабилизировать ситуацию на рынке шоу-бизнеса, цены на билеты упадут, и в 2009 году рынок перестанет лихорадить, все встанет на свои места. Москвичи привыкли интересоваться культурной жизнью столицы, и я не думаю, что они перестанут это делать», -- отметила Ленсу.

По мнению профессионалов, театры от кризиса пострадают меньше всего, а вот концертов зарубежных исполнителей в будущем году станет в два раза меньше. К следующему сентябрю, ожидают промоутеры, спрос наконец придет в равновесие с предложением.

Полная версия