Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Если на лбу каждого оппозиционера поставят клеймо, я не удивлюсь»

Белорусскую оппозицию, привыкшую существовать при Александре Лукашенко, уже сложно чем-то испугать. Даже после обещания президента разобраться с «пятой колонной» белорусские политики не слишком опасаются очередных репрессий, рассказали они Infox.ru.

Теракт в белорусском метро раскрыт. Чекистов за оперативную работу наградят, а оппозицию допросят, пообещал Александр Лукашенко. Исполнители задержаны и уже успели признаться в организации сразу трех взрывов: 11 апреля в столичной подземке, в 2008 году на праздновании Дня независимости в Минске и в 2005 году на дискотеке в Витебске.

Белорусский президент ясно дал понять: некоторые неблагонадежные граждане могут пожалеть, что поторопились с версиями. Лукашенко поручил расследовать «все заявления деятелей от политики, которые обвиняли кого не лень». «Может быть, эти так называемые «политики от пятой колонны» раскроют карты и покажут, кто же «заказал»? Всех привлечь и допросить, невзирая ни на какую «демократию» и стоны за рубежом», -- распорядился глава государства.

Оппозиция не скрывает: свои соображения по поводу произошедшего у нее есть и она не против поделиться ими с властями. Конечно, если власть и вправду интересует именно это. Но в словах Лукашенко трудно не почувствовать угрозу. Другое дело, что оппозиция давно привыкла к репрессиям и полуподпольному существованию, а потому уже устала пугаться.

«Ну куда уж дальше?! У нас семь кандидатов сидело в тюрьме, человек сорок находятся под уголовным делом сейчас. Ну что больше? Расстрел без суда и следствия? За всеми установлено практически круглосуточное наблюдение, прослушка. Все у них есть: о чем мы говорим и о чем мы думаем. Все, конечно, может быть печально, если трагедия будет использована властями для сведения каких-либо политических счетов», -- размышляет оппозиционный политик, бывший лидер белорусской социал-демократической партии «Грамада» Александр Козулин.

Впрочем, он не считает, что после теракта непременно последуют репрессии. «Я слышу заявления, что виновата оппозиция, что надо с ней разобраться. Хотя слышу и другие слова из властных структур о том, что мы не собираемся этого делать. Опасаться нужно всегда, в любом обществе. Но не надо тут ничего демонизировать. Я лично не ощущаю, что опасность как-то выросла в связи с трагедией», -- поделился ощущениями Козулин.

Лидер левой партии «Справедливый мир» Сергей Калякин настроен менее оптимистично. «Я с определенного времени перестал опасаться за свою жизнь, за свою судьбу. Но достаточно хорошо себе представляю, что из себя представляет существующий режим, его возможности. В нашей стране, где не существует законов, Конституции и права, в любой момент может быть все что угодно», -- говорит Калякин.

Почти дословно его повторяет всего неделю назад вышедший из следственного изолятора КГБ глава Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько: «Беларусь – страна, где все возможно. Если завтра скажут, что на лбу каждого оппозиционера надо поставить специальное клеймо или же амнистировать и простить всех оппозиционеров, которые в тюрьме, я не удивлюсь. Правда, если делать ставки на тотализаторе, то все деньги поставил бы на первое». «Слишком велик соблазн, раз уж трагедия случилась, подзакрутить гайки», -- добавляет Лебедько. С другой стороны, по его мнению, окончательно уничтожать едва дышащую оппозицию власти невыгодно – не на кого будет вешать проблемы. «На краткосрочную перспективу вопросы безопасности займут основное внимание. Но если ничего так и не будет делаться в экономике, то люди скоро снова вспомнят о желудке, о холодильнике и о кошельке», -- прогнозирует лидер ОГП.

Полная версия