«Гомофобия в яркой форме: сотрудник аппарата повысил голос»
Международные эксперты и секс-меньшинства представили рекомендации о воспитании терпимости в российском обществе. По статистике, на каждого гея или лесбиянку есть свой потенциальный убийца: тех и других в России примерно по 4%. Формировать толерантность рекомендуется со школы -- министерству образования советуют включить разделы о сексуальной ориентации в учебные планы.
В рамках российской недели против гомофобии рекомендации по воспитанию терпимости к секс-меньшинствам Совет Европы и российская ЛГБТ-сеть (аббревиатура от «лесбиянки», «геи», «бисексуалы», «трансгендеры»). Это многостраничные и очень разносторонние документы. Например, российские общественники не поленились подготовить по списку для каждого министерства. Силовикам – разработать регламенты для установления преступлений на почве гомофобии и написать правила обхождения с секс-меньшинствами в тюрьмах; Минздраву – подготовить типовую справку, на основании которой транссексуалу меняют документы, и вменить чиновникам в обязанность разъяснять, что гомосексуализм – не болезнь; Минобрнауки – включить в образовательные стандарты и учебные планы информацию о сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Правда, вручить документы лично в высокие чиновничьи руки не получилось. ЛГТБ-сообщество разослало десятки приглашений, но из vip-персон заполучило только депутата ПАСЕ Андреаса Гросса, который и обеспечил представительность форуму. На соотечественников защитники секс-меньшинств обиделись, особенно на спикера Совета федерации Сергея Миронова. Как сообщили журналистам организаторы, в его случае «гомофобия была выражена ярко: сотрудник аппарата С.М. Миронова Голубенко повысил голос, в грубой форме сказал: «С факсами не работаем, хотите приглашать – присылайте письма». Остальные высокопоставленные потенциальные участники – министры Голикова, Нургалиев, Фурсенко, генпрокурор Чайка – видимо, не столь грубо, как Миронов, но тоже отказали, на основании чего и они были заподозрены в «закамуфлированной гомофобии».
Среди политических партий наибольшую свободу взглядов, как и положено демократам, продемонстрировало «Яблоко». На форум была делегирована председатель гендерной фракции Галина Михалева. Она сразу предупредила, что ее выступление может не понравиться аудитории, поскольку для нее большой разницы между нарушением прав геев и нарушением любых других прав человека нет. А неуважение к свободам человека – обычная черта любого тоталитарного государства, коим Россия является в настоящий исторический период, вынесла вердикт Михалева.
Впрочем, председатель ЛГТБ-сети Игорь Кочетков поставил под сомнение и толерантность самих демократов, напомнив историю с попыткой архангельской лесбиянки вступить в «Яблоко». «Это был водевиль. Руководство партии мучительно пыталось придумать благовидные поводы отказать», -- «сдал» демократов Кочетков. И на цифрах принялся убеждать яблочницу, что «знакомства» с секс-меньшинствами партию не скомпрометируют. «По статистике 40% населения осуждают трансгендеров (людей, социокультурный пол которых не совпадает с биологическим, например, трансвеститов и транссексуалов, – Infox.ru). Они не голосуют и не будут за вас голосовать никогда, даже если вы будете ходить на все крестные ходы. 20% все равно, -- приводил данные Кочетков. -- Еще 40% относятся к секс-меньшинствам без осуждения. Это наиболее образованные люди среднего класса. Но они на выборы не ходят. И это ваш электорат». Михалева спорить не стала и согласилась, что «мозги руководства» меняются тяжело.
За пять часов, которые длился форум, успели поговорить о самых разных проблемах секс-меньшинств: от бытовых (им неохотно сдают жилье и косо смотрят сослуживцы) до политических и юридических. В частности, речь шла о поправках в УК. Сегодня однозначного толкования нет: с одной стороны, неприязнь именно к геям и лесбиянкам в законе как отягчающее обстоятельство при совершении преступления не указана, а с другой, секс-меньшинства можно расценить просто как социальную группу. В этом случае основания для формулировки «отягчающие обстоятельства» уже появляются.
Но не используются. За последние полтора года в четырех делах об убийствах или покушениях на убийства мотивом была именно гомофобия – в ходе разбирательства суд это установил. Но ни в одном из этих случаев вопрос о признании данного мотива отягчающим вину обстоятельством даже не рассматривался, жалуются защитники прав секс-меньшинств. Юристы с ними соглашаются. «Я считаю, гомофобная ненависть должна быть отдельно прописана как отягчающая обстоятельство, потому что понятие социальных групп очень размыто, полицейские тоже рассматриваются как социальная группа», -- выразил профессиональное мнение доктор юридических наук Яков Гилинский.
Эксперты указывают на чрезвычайно высокую латентность преступлений, связанных с гомофобией. Пострадавшие боятся обращаться в правоохранительные органы, опасаясь натолкнуться на непонимание и отвращение уже со стороны правоохранителей. Ученые констатируют: от начавшихся было в 1990-х сдвигов в сторону толерантности остались только воспоминания. Сегодня для так называемых «преступлений ненависти» есть два важнейших условия, говорит профессор Гилинский: гигантское социальное расслоение (если в 1991 году соотношение между 10% самых богатых и 10% самых бедных составляло 1:4-5, то сегодня 1:18-20, а в Москве 1:40-50) и поиск «козла отпущения» государством, не справляющимся с социальными проблемами. Жертвой становится любой «не такой как все».