Республики торопятся отказаться от президентов
После августовского заявления Рамзана Кадырова о том, что он отказывается называться президентом, регионы наперебой бросились писать законопроекты об унификации названий глав регионов и их орагнов власти. Два документа -- от астраханских депутатов на прошлой неделе и от Ингушетии в пятницу -- уже поступило в Госдуму. На подходе третий -- от Чечни.
В пятницу законодательное собрание Ингушетии внесло в Госдуму законопроект, согласно которому в стране останется только один президент, а руководители республик будут именоваться главами. Поправки в статью 18 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» реализуют инициативу президента республики Юнус-Бека Евкурова.
Тон, однако, задал не он, а другой кавказский лидер Рамзан Кадыров еще в августе. Он не только заявил, что не хочет зваться президентом, но и поручил республиканскому парламенту выбрать другое название его должности. Среди вариантов рассматривался даже имам. Но парламент Чечни остановился на более нейтральном – «глава республики». Кадыров до истечения нынешнего срока полномочий еще останется президентом, а с апреля 2011 года Чечней будет управлять глава.
На прошлой неделе похожий законопроект внесли астраханские депутаты, только там речь шла о названии не глав республик, а региональных органов власти. Применительно к ним они предложили законодательно запретить использовать термин «государственная дума».
Существование этих двух законопроектов не мешает парламенту Чечни готовить к внесению в Госдуму свой документ, объединяющих обе инициативы. Он будет содержать предложения об унификации названий глав субъектов, органов госвласти и региональных законодательных органов.
Большинство республик либо выразили согласие (и даже горячее желание) отказаться от громких титулов (Адыгея, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Татарии, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Удмуртия, Чувашия), либо уже сделали это раньше (Тува, Хакасия, Республика Алтай, Мордовия, Калмыкия и Коми). Причем, им не потребовался федеральный закон.
Готовящийся к отставке Кирсан Илюмжинов еще в 1994 году предложил хуралу «прекратить игру в бумажные суверенитеты – мы одно государство». Тогда были отменены конституция Калмыкии, декларация суверенитета республики и закон о ее гражданстве, а через год опять же по инициативе самого Илюмжинова его должность стала именоваться главой республики.
В Госдуме тоже не совсем понимают, зачем так уж необходимо менять законодательство. «Для решения этого вопроса вполне достаточно компетенции субъекта РФ», -- пояснил Infox.ru член комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин. «Кадыров вплеснул идею – и все зарадовались. Почитайте статью 5 Конституции Российской Федерации. Там записано: «Республика, входящая в состав РФ – в скобках: государство...». Когда были автономии, их правовое положение было гораздо ниже, чем у нынешних республик», -- обратил внимание депутат.
Видимо, опасения, что смена терминологии отразиться на полномочиях, остановили Татарстан – единственный регион, не поддержавший инициативу унифицировать названия и отказаться от термина «президент республики». «С Татарстаном надо предельно аккуратно вести переговоры и не давить. Там самостийности много, можно и дров наломать», -- выразил свое мнение Илюхин.
В Кремле в целом идею унификации одобрили, но уточнили: «Насильно никто никого заставлять не будет, это может быть сделано только на добровольной основе». Впрочем, с принятием закона (или законов), если таковое состоится, о добровольности можно будет забыть – придется исполнять и потратить деньги региональных бюджетов. К примеру, в Чечне посчитали, что только переименование должности президента обойдется в сумму от 3 до 10 млн рублей.