Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Закон о полиции превратит Россию в концлагерь»

С января 2011 года в силу должен вступить закон о полиции. Текст президентского законопроекта будет внесен в Госдуму осенью, а пока выставлен на широкое обсуждение. Документ в основном критикуют. Делает это не только оппозиция. Единоросс Андрей Макаров считает, что с принятием закона о полиции Россия превратится в концентрационный лагерь.

Президентский законопроект о полиции нуждается в серьезном усовершенствовании. К такому выводу пришли участники круглого стола, прошедшего в понедельник в Госдуме. Даже всегда осторожный в выражениях глава комитета по безопасности Владимир Васильев, открывая встречу, отозвался о документе скорее критически. Пару общих слов о его достоинствах, а по конкретным разделам – «надо дорабатывать», «вызывает вопросы» и тому подобное.

Депутат Александр Гуров, являвшийся одним из авторов законопроекта о милиции – основы нынешнего документа о полиции, признал, что нынешний вариант откровенно сырой. Чуть ли ни каждая его статья вызывает, мягко говоря, сомнения.

Норму об общественном контроле раскритиковали практически все. Но по разным причинам. Депутат от ЛДПР Сергей Абельцев вообще высказался против какого-либо вмешательства в дела правоохранителей со стороны гражданского общества, а статью об общественном контроле назвал «данью разного рода правозащитникам».

Другие участники форума как раз настаивали на усилении подотчетности полиции. Но форма общественных советов, в которых заседают далекие от темы «певцы-куплетисты, наркоманы и геи», успела себя дискредитировать. Действенные инструменты общественного контроля законопроектом не предусмотрены.

Хромает и раздел, без которого реформа заведомо обречена на поражение: социальное обеспечение. Полицейский с зарплатой милиционера вряд ли будет от него сильно отличаться в лучшую сторону. «В МВД самый слабый социальный пакет, не сравнимый ни с прокуратурой, ни с наркоконтролем», -- констатировала вице-спикер Госдумы Любовь Слизка. Журналист Юрий Гейко поставил вопрос конкретнее: «На реальную реформу с социальными гарантиями нужно 1,5-2 трлн руб. Если эти деньги есть – я готов обсуждать законопроект. Если нет – все это пустые разговоры». Гейко поправили: «Деньги – не предмет сегодняшнего обсуждения».

Закрыв таким образом тему финансирования реформы МВД, участники вернулись к обсуждению положений текста президентского законопроекта. Дошли до главного – расширения полномочий правоохранительных органов, грозящего не столько повысить безопасность граждан, сколько привести к прямо противоположному результату. Презумпция правомерности действий полиции развязывает руки ее сотрудникам практически безгранично, констатировали участники круглого стола. Согласно законопроекту, полицейский сможет проникать в жилище, получать доступ к банковской тайне, изымать финансовые документы.

Ярче всех на эту тему высказался Андрей Макаров. Профессиональный адвокат, за семь минут выступления он не оставил камня на камне от законопроекта. Единоросс Макаров назвал разработку Кремля «отказом от всех демократических завоеваний», и «закреплением полного всевластия МВД». «Если вас будут бить дубинками (не по голове – по голове закон запрещает), оправдание будет найдено всегда», -- объяснил депутат смысл прописанной в законопроекте презумпции правомерности действий полиции. Принятие закона Макаров назвал «предательством интересов избирателей» и «созданием нового концентрационного лагеря, название которому – Россия; управлять же этим концлагерем будет преступная группировка под названием полиция». «До сих пор в нашей стране жить было страшно. А с принятием закона о полиции будет еще и стыдно», -- поставил эффектную точку своего выступления Макаров.

Встать на защиту репутации нынешней милиции и завтрашней полиции, а заодно и президентского законопроекта попыталась Татьяна Москалькова, депутат от «Справедливой России». Но Макаров ее уже не слышал – завершив собственную краткую, но эмоциональную речь, он под одобрительные аплодисменты аудитории вышел из зала и скрылся от преследовавших журналистов.

Москальковой тоже поаплодировали, но не так искренне и больше из вежливости. Ее коллега Михаил Гришанков, сам в прошлом оперативник признался: в МВД действительно бардак, менять там нужно всю систему.

Предлагаемый законопроект справится с этим навряд ли. Но с 1 января 2011 года закон о полиции должен заработать: президент поставил сроки, и спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал уложиться. Либо дума в сотрудничестве с профессиональным сообществом сумеет экстренно переписать текст, либо «работу над ошибками» придется проводить «по живому».

Полная версия