Все меньше россиян считают, что Южной Осетии надо помогать
Подавляющее большинство россиян уверены: решение признать независимость Южной Осетии и Абхазии было верным. Но каждый пятый полагает, что оно еще может быть пересмотрено. Впрочем, новости из мирных республик россиянам уже неинтересны.
В среду ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, проведенного 21-22 августа. Социологи опросили 1600 человек и выяснили: спустя два года после вооруженного конфликта на Кавказе три четверти россиян считают правильным решение поддержать Южную Осетию и Абхазию и признать независимость республик. Это значительно меньше, чем в 2009 году (тогда доля позитивных оценок составляла 86%). Сегодня в справедливости занятой в августе позиции уверены, прежде всего, те, кто внимательно следит за жизнью Кавказа после конфликта. Политические симпатии одобряющих государственную линию в отношении республик на стороне КПРФ.
8% россиян (как выяснили социологи, это те, кто не интересуется нынешней ситуацией в Южной Осетии, приверженцы ЛДПР и столичные жители) считают, что России не следовало вмешиваться и тем более признавать независимость республик. Среди противников признания суверенитета также немало сторонников «Справедливой России». Год назад сомнения в правильности действий российских властей высказывало меньшее число респондентов – 6%.
Половина опрошенных убеждены, что решение о независимости окончательное и не подлежит пересмотру. Противоположной точки зрения придерживается каждый пятый респондент. Тех, кто допускает пересмотр решения президента Дмитрия Медведева, за два года убавилось с 33% до 21%. Эту группу составляют россияне, которые изначально не одобряли действия России и не видели достижений в налаживании мирной жизни в республике.
Впрочем, ход восстановительных работ смогла оценить только треть россиян, так как почти для половины опрошенных тема Южной Осетии вообще не представляет интереса. Пристально следят за ситуацией лишь 7% участников исследования. Процесс налаживания мирной жизни в республике наиболее интересен коммунистам, людям предпенсионного и пенсионного возрастов, респондентам с высоким уровнем образования, а также жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Совершенно неактуальной тема оказалась для молодежи, для сторонников ЛДПР и для тех, кто живет в провинции.
В итоге более половины опрошенных призналось, что ничего не знает о ходе финансируемых Россией восстановительных работ в Южной Осетии. Большинство из тех, кто хоть как-то осведомлен о процессах в республике, или называет успехи в налаживании мирной жизни средними, или вообще не замечает за два года существенных изменений. О скором завершении восстановления республиканской инфраструктуры говорят, как правило, те немногочисленные участники опроса, которые регулярно следят за новостями из Южной Осетии.
За год вдвое сократилось число тех, кто считает необходимой помощь республике со стороны России (с 32% до 15%). Возможные виды поддержки выстроились в следующем рейтинге: на первом месте – гуманитарная помощь, на втором – помощь в признании независимости, далее – восстановление домов и инфраструктуры, военная поддержка и содействие в становлении государственности.