1 сентября в школах 18 регионов продолжится экспериментальное преподавание основ религиозных культур и светской этики. Учителя готовы работать вопреки плохим учебникам, неясным задачам и долгам по зарплате. Как обстоят дела с экспериментом, Infox.ru рассказали практики из Карачаево-Черкесии и Ставрополья.
Первый этап эксперимента по преподаванию основ религиозных культур и светской этики завершился в мае. Четвероклассники 18 российских регионов всю четвертую четверть изучали один из выбранных модулей: основы православной, иудейской, мусульманской или буддийской культуры, светскую этику или общий предмет о мировых религиях. Став пятиклассниками, 1 сентября ученики продолжат курс.
По результатам первого этапа подведены предварительные итоги. Отчеты радуют глаз: родители довольны, дети счастливы, учителя приветствуют новые перспективы.
Но информация «с мест» резко отличается от официальной. Педагог, тьютор, замдиректора лицея поселка Медногорский в Карачаево-Черкесии Марина Дудкина рассказала, как на самом деле обстоят дела в ее регионе: «Работа тренеров до сих пор не оплачена. В свое время мы заключили договор с Академией повышения квалификации. Но фактически мы подписывали пустые бланки: графы с суммой и сроками оплаты заполнены не были. Я, конечно, понимала, что это филькина грамота. Но вы же знаете систему: директор сказал, министр сказал – мы исполнили». «Не знаю, для чего нам вообще давали такой документ, мы бы и так работали. Нам все это было очень интересно», -- добавляет собеседница Infox.ru.
Педагогам должны
В приватном разговоре с представителями академии Дудкина спросила: «Ну а вам-то за нашу подготовку заплатили?» Ей ответили: «Заплатили, но не ту сумму, какую обещали». Не так давно в Карачаево-Черкесию приезжала очередная делегация из Москвы. Появился новый документ. «Я случайно об этом узнала. Такая бумажка формата А5. Я впопыхах посмотрела. Оказывается, за подготовку школьных педагогов как тьютору полагается 27 тысяч. Но их до сих пор не выплатили», -- рассказывает Дудкина.
Больше всего ее расстраивает то, как обошлись с учителями. «Люди из разных городов и сел каждый день ездили на лекции за свой счет, кто-то платил за гостиницу, все скидывались на канцелярку. Были твердые гарантии – все расходы возместят. А теперь об этом как будто забыли», -- сетует Марина Дудкина.
О 15-процентной надбавке за работу с инновациями даже речи не заходило. «Педагоги нашего лицея, пока он был экспериментальной площадкой, получали доплату. Это были региональные выплаты. Мы рассчитывали на то же и за федеральный эксперимент. Но государство, видимо, не сочло нужным», -- делится проблемами педагогов Дудкина.
Эксперимент на скорую руку
К итоговому совещанию по результатам первого этапа апробации курса Дудкина подготовила доклад, в котором хотела поднять проблему качества учебников. Но так и не вышла на трибуну. «Меня записали на самый конец дня. К этому времени в зале уже не осталось ни представителей Академии повышения квалификации, ни людей из министерства. Да и учителей-то – только те, кто далеко живет и не успел вовремя сбежать. Ну и кому я буду все это говорить? Школьным педагогам? Чтобы убить последнее желание работать? Поймите, учителя сейчас рады и этому: ну когда такое было – новое, интересное дело, дали учебники, дали электронные пособия. И тут я такая умная -- мне, видишь ли, учебники не нравятся. Зачем? Я просто попросила отразить в резолюции мое мнение относительно того, что пособия нуждаются в кардинальном редактировании», -- пояснила Дудкина.
«У нас все точно так же, те же проблемы», -- подтвердила коллега Дудкиной из Пятигорска, попросившая не называть ее имени. «Теперь уже совершенно очевидно – учебники не годятся. Они излишне академичны, абсолютно не адаптированы к возрасту, особенно по ОПК», -- говорят практики.
Это закономерно, учитывая условия и сроки введения экспериментального курса. «С самого начала все делалось впопыхах. Мы получили учебники 30 марта. А с 1 апреля преступили к преподаванию. Об учебниках не только родители, но и сами учителя разве что слышали», -- рассказывает анонимный источник из педагогических кругов Ставропольского края.
«То же и с преподавателями. Их обучали в экспресс-режиме. И не специалистов по каждому модулю в отдельности, а непонятных универсалов. Подбор учителей был совершенно случайным. На начальном этапе мы вообще толком не знали, что им предстоит преподавать. Сначала сказали: «Давайте учителей начальных классов». Следом другая вводная: «Давайте нам учителей-предметников». В результате получилась каша – где как. Тут и материальная проблема – если отдаем этот час предметнику, то забираем его у учителя начальных классов, он теряет в зарплате. Зачастую на предмет были назначены совершенно далекие от темы люди: кого уговорили, кого заставили. У нас в городе (Пятигорске. – Infox.ru) 30 уже работающих учителей основ православной культуры. Они бы с удовольствием обучились, но их не взяли, потому что они, во-первых, в основном работали в старших классах, а во-вторых, была разнарядка: присылать литераторов, историков, в крайнем случае преподавателей иностранного языка. Так завалили самый важный вопрос, кто будет заниматься духовно-нравственным воспитанием детей», -- открывает реальную картину собеседница Infox.ru.
«Родители вообще не понимают, о чем идет речь. Надо было долго и кропотливо объяснять. А что мы могли объяснить, когда сами мало что понимали? Вот вводится один час. Какой час?.. Содержание?.. Программа?..» -- продолжает она.
Эксперты еще при обсуждении готовящегося курса говорили о том, что делить предмет на шесть модулей нецелесообразно хотя бы с практической точки зрения. Так и оказалось. Обеспечить реализацию права свободного выбора не получается. «Мы честно хотели предоставить возможность изучать понравившийся модуль всем, даже если это несколько человек. Министерство образования Ставропольского края ни в какую – а кто им будет платить? К примеру, у нас на весь город три человека выбрали основы ислама. Министерство: «Вот давайте где-нибудь в одной школе их соберем». Ну как вы себе представляете: трех 11-летних детей из разных микрорайонов куда-то везти на один урок к чужому учителю -- это реально?» -- приводит пример педагог из Пятигорска.
Что дальше
На итоговом семинаре ставропольские учителя не постеснялись говорить о наболевшем. Заикнулись и о деньгах (в Ставропольском крае ситуация, по сути, не отличается от Республики Карачаево-Черкесия). Но адресовать вопросы было некому – из Москвы никто не приехал, а региональное управление образования эти вопросы не решает. Оно вроде бы выходило на Минобрнауки, ответ был однозначный: «Денег нет». «Но все это в устном порядке, даже документов никаких нет», -- уточняет собеседница.
Infox.ru попытался получить официальные комментарии. Обзвонив ведомства 11 из 18 регионов -- участников эксперимента, редакция получила схожие ответы: «Курирующий данную тему специалист в отпуске (на больничном, в отгуле, в командировке, уволился)». Был один относительно оригинальный вариант: «У нас сегодня санитарный день». Пообщаться с экспертами из Академии повышения квалификации тоже не получилось: традиционная причина – отпуск.
В Минобрнауки посоветовали направить официальный запрос. Редакция постарается дождаться реакции ответственных чиновников и проинформирует читателей о развитии событий.