Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:52
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Религиозная культура в школе - все по плану

Опубликовано
Текст:

В конце учебного года четвероклассники нескольких российских регионов испытали новый курс по Основам религиозной культуры и светской этики. С сентября они продолжат изучать один из выбранных модулей курса. В РПЦ уверяют, что пока эксперимент себя оправдывает, но ждут корректировки «по ходу процесса».

В РПЦ в целом довольны первыми итогами эксперимента по введению в школы курса Основ религиозных культур и светской этики. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки подготовки, серьезных ошибок удалось избежать, считают в патриархии. «Мы получили подтверждение – предмет востребован, интересен, у него есть дальнейшие перспективы», -- выразил мнение православной конфессии руководитель Отдела церковного образования и катехизации РПЦ епископ Меркурий.

При этом он отметил, что первая четверть преподавания выявила позиции, нуждающиеся в корректировке. Так, разговоры об имевшем место «несвободном выборе» модуля действительно имели основания, подтвердил владыка Меркурий. «Прямого идеологического давления я не увидел. Но у многих было лукавое желание сделать свою жизнь проще. Ну, представьте себе, вы директор школы, вам нужно подготовить педагогов, узнать, кто православную культуру хочет изучать, кто иудейскую, кто буддийскую. Вот сидит бедный директор и думает: «Да оно мне вообще надо? Все будем изучать этику светскую», -- пояснил ситуацию собеседник Infox.ru. «Мы пытаемся такие моменты отрабатывать. Говорим: «Вы неправильно поступаете, давайте по-другому». И там, где идет работа, там сдвиги происходят», -- добавил он.

По оценкам руководителя Отдела церковного образования, работа над совершенствованием экспериментального курса должна быть продолжена по многим направлениям. Специалисты указывают, что разрывать преподавание предмета между четвертым и пятым классами было не самой удачной идеей. Да и 34 часов для столь серьезного предмета педагоги считают недостаточным. По итогам эксперимента будет принято решение о целесообразности сквозного курса.

На качестве преподавания сказалась поспешность, с которой готовили учителей, отмечают в РПЦ. В патриархии считают, что было бы полезно больше внимания уделить взаимодействию педагогов и представителей религиозных общин. «Хотя с ребенком будет общаться учитель, но у учителя должны быть, что называется, опорные точки. Все-таки с педагогами должен говорить носитель живой религиозной традиции», -- поясняет епископ Меркурий.

Сжатые сроки повлияли и на качество учебников. «Учебное пособие по основам православной культуры (уж не буду говорить обо всех остальных) очень тщательно было подготовлено, и то мы находим какие-то огрехи», -- признает владыка Меркурий. Он не исключает, что через год-два появятся новые пособия. Особенно если будет принято решение о расширении курса. «Нужно дать возможность религиозным конфессиям представить свое видение курса, разработать концепцию преподавания предмета и написать пособия по нему. А потом сесть вместе с методистами, психологами, педагогами, вычистить все, что не соответствует возрасту, межпредметным связям, этике -- и получим нормальный результат», -- излагает подход патриархии владыка Меркурий. «Сейчас делалось не совсем так. Например, отец Андрей Кураев писал пособие, а методички и справочники готовили другие люди. Так нельзя делать», -- добавляет он.

Помимо собственно учебника было бы полезно иметь хрестоматию для учителей и родителей, видеокурсы для педагогов и компьютерное обеспечение уроков, считает глава Отдела церковного образования. Некие видеоприложения разработаны уже сейчас, но «всегда хочется лучше».

Подводя первые итоги эксперимента, владыка Меркурий резюмировал: «На самом начальном этапе главным результатом я считаю то, что мы – православные, иудеи, буддисты, мусульмане, атеисты, религиоведы, чиновники, педагоги – при всей разности подходов, взглядов, характеров и темпераментов научились вместе работать и слышать друг друга».

В начале нового учебного года епископ Меркурий намерен лично проехать по нескольким регионам -- участникам эксперимента. «Я не считал нужным делать это в начале эксперимента, чтобы не вызывать у очень горячих голов подозрения в оказании некоторого давления. А вот сейчас мне интересно послушать и посмотреть, что делается на самой передовой», -- пояснил он.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама