Москва
3 января ‘25
Пятница

«Башкирам неважно, какая фамилия будет у их президента»

У депутатов Госдумы региональная неделя. Infox.ru решил проверить, чем занимаются народные избранники, когда уезжают в свои округа. Для этого съемочная группа отправилась вместе с депутатом от «Единой России» Андреем Назаровым в Башкирию – республику, вызывающую особое беспокойство у Москвы.

-- Андрей Геннадьевич, сложности с Башкирией возникают на протяжении многих лет. Почему, несмотря на все вопросы к Муртазе Рахимову, он оставался на посту 20 лет?

-- Надо помнить, что за 20 лет в стране произошли серьезные перемены. В 1991 году Борис Ельцин провозгласил знаменитый тезис: «Берите суверенитета, сколько унесете». И политика Рахимова в целом ему соответствовала. С приходом Владимира Путина был взят вектор на построение вертикали исполнительной власти. А руководству Башкирии не захотелось выпускать неограниченную власть из своих рук. Противоречия накапливались и сейчас достигли критической массы.

-- В чем причина нынешнего обострения?

-- Повод традиционный: часть руководства Башкирской республики в очередной раз предпринимает неумную попытку разыграть националистическую карту в отношениях с федеральным центром. Но на самом деле там глубокий системный кризис власти. Нет внятной, да по сути никакой позитивной программы развития республики. Вместо этого мы наблюдаем шантаж якобы существующими экстремистскими настроениями среди башкир. На деле таких настроений нет, и все это знают. Я сам из Сибая -- самого «башкирского» города республики. Башкиры -- трудолюбивые, хлебосольные люди, далекие от политики. Им неважно, какая фамилия будет у президента -- Рахимов, Иванов или Петров. Им, как и всем живущим в Башкирии, важно нормально жить: зарабатывать нормальные деньги, растить детей и уверенно смотреть в будущее. Однако для части руководства подобный шантаж -- единственный шанс удержать позиции.

-- То есть настоящей угрозы серьезных межнациональных конфликтов в Башкирии нет?

-- Конечно, нет. Напомню, башкиры составляют только четверть населения республики. Там много других этнических групп, веками живущих в добром соседстве. Если снять «перегибы» нынешнего руководства, то вообще проблемы не будет. А когда вдруг оказывается, что, по результатам переписи, по непонятным причинам резко возросла численность башкир и на столько же уменьшилась численность татар, у последних, естественно, возникают вопросы.

Есть проблема клановых подходов при назначении на должности, прикрываемая националистическими мотивами. Если перейти на конкурсный отбор чиновников исключительно по профессиональным качествам, то оснований для взаимных претензий просто не будет. Некомпетентность надо чем-то прикрывать -- отсюда желание разжечь башкирский, татарский, русский и любой другой национализм. Но если вы спрашиваете про потенциал башкирских националистических движений -- нет, все это больше декорация, реальной силы, способной спровоцировать межэтнические «войны», за ними нет. Это во многом искусственные образования, руководимые и финансируемые республиканским правительством. Но это «потешные войска», поверьте. Да и у руководства Башкирии, я уверен, нет в планах доводить ситуацию до края. Повторяю, все их заявления стоит расценивать как шантаж. И реагировать как на шантаж -- не вестись.

-- Какие насущные задачи необходимо решать в Башкирии в первую очередь?

-- В первую, во вторую, третью и десятую -- экономика. Пора оставить амбиции «государства в государстве». Региональная власть -- будь то Башкирия или любая другая территория России -- это хозяйственники. Политикой есть кому заниматься -- это дело федеральной власти. Башкирия -- богатый и перспективный регион. Но из-за увлечения руководства республики политикой ее потенциал не раскрыт. Сегодня надо этим заниматься. Все социальные, политические, культурные задачи рассматривать с точки зрения экономического роста, роста занятости и платежеспособности населения. Инвестиционная привлекательность региона, комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса -- об этом надо думать. Еще раз повторяю: у Башкирии есть все для того, чтобы ее народ процветал: выгодное географическое положение, уникальные природные условия, национальный колорит, интеллектуальный потенциал. Это надо использовать и развивать. Но нынешнее руководство к таким профессиональным практическим действиям неспособно.

-- То есть смена руководства Башкирии -- вопрос решенный?

-- Это решать президенту. Мое мнение: делать это нужно. Как минимум менять все окружение Рахимова. Если бы Рахимов сам избавился от большей части своей команды раньше, то сегодня имел бы шансы отсрочить собственную отставку. А сейчас… Повторюсь, подобные кадровые вопросы -- в компетенции главы государства.

-- Можно ли говорить об информационной войне между республиканскими политиками и Москвой?

-- Я бы сказал, о «боях местного значения». Есть отдельные эпизоды, заявления и публикации, которые нельзя назвать целенаправленной кампанией. «Вынесение сора из избы» в данном случае служит скорее очищению и созданию основы для согласования позиций. Меня, например, в одном из уфимских СМИ недавно обвинили чуть ли не в дезертирстве с «фронтов» информационной войны. Если не брать во внимание некорректность формулировок, то я бы, пожалуй, согласился. Я не хочу «воевать», я хочу и готов к конструктивному обсуждению проблем и поиску их решения.

Полная версия