ФСБ предупредит начинающих экстремистов через СМИ и лично
Прежде чем посадить, ФСБ предупредит. Это право появится у силовиков с принятием изменений в закон «О ФСБ» и в Административный кодекс. Новые полномочия нужны ведомству для профилактики экстремизма, поясняет правительство. Тех, кто ведет себя «сомнительно», но под статью УК пока не попадает, официально предостерегут, а если не подействует -- накажут штрафом.
Госдума приняла к рассмотрению правительственный законопроект, расширяющий полномочия ФСБ. Изменения в закон «О федеральной службе безопасности» и в Кодекс об административных правонарушениях направлены, как сказано в документе, на «законодательное закрепление института мер специальной профилактики, применяемых органами федеральной службы безопасности». Для этого ФСБ наделяется правом «объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступления».
Нововведение касается тех случаев, когда оснований для привлечения к уголовной ответственности еще нет. «Предписания нацелены на тех, кто пока не совершил ничего уголовно наказуемого, но набором своих действий двигается к совершению преступления. Например, распространение экстремистской информации -- это уже уголовно наказуемое деяние, -- поясняет зампредседателя комитета по безопасности в Госдуме Михаил Гришанков. -- Но ему предшествует подготовка. Если установлено, что такая подготовка проводится -- именно установлено и доказано, а не на уровне подозрений, -- то это повод вынести предостережение. По сути, человека предупреждают, что данная деятельность ведет к уголовной статье, заниматься ей опасно и противопоказано».
Депутат обратил внимание, что право выносить официальные предписания у ФСБ есть и по действующей редакции закона, но пока оно распространяется только на юридических лиц (в правительственных поправках речь идет не только об организациях, но и об отдельных гражданах).
Механизм «профилактики» следующий. В течение десяти дней после получения сведений о том, что гражданин совершил некие «сомнительные» действия, ФСБ проверяет эти сведения, после чего объявляет официальное предостережение. При необходимости в документе указывается дата исполнения предписания. О вынесении предостережения адресат письменно уведомляется в пятидневный срок. Чтобы объявить предостережение, «потенциального преступника» могут вызвать в органы ФСБ. О «профилактических мерах» в отношении провинившегося могут узнать его близкие и сослуживцы -- текст предостережения органы ФСБ имеют право опубликовать в СМИ.
Михаил Гришанков подчеркивает, что аналогичные меры применяют и другие силовые структуры: МВД, Госнаркоконтроль. Но, в отличие от коллег, у ФСБ все ограничивалось декларацией, так как заявленное в законе «О федеральной службе безопасности» право не подкреплялось административными нормами. «До сегодняшнего момента механизма контроля над исполнением предписания не было, хотя сама профилактическая мера прописана. Теперь у органа, выносящего официальное предостережение, есть инструмент: если гражданин или юридическое лицо не исполняет предписание ФСБ, то возможен административный протокол», -- поясняет Гришанков.
Административный кодекс дополняется следующим положением: «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов ФСБ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц -- от 1 до 3 тыс. рублей; на юридических лиц -- от 10 тыс. до 50 тыс. рублей».
Новый законопроект уже вызвал скептические оценки. Некоторые эксперты предположили, что он может быть использован в качестве репрессивной меры по отношению к оппозиции. «Я не представляю, как закон может применяться против оппозиции. Суть изменений -- это внесение изменений в Административный кодекс, а это только форма контроля за реализацией существующих законодательных норм, никаких дополнительных особенностей не возникает», -- не согласился Гришанков.
В пояснительной записке в списке «неблагонадежных» организаций, способствующих росту радикальных настроений в обществе, упомянуты и «отдельные средства массовой информации, открыто способствующие формированию негативных процессов в духовной сфере, утверждению культа индивидуализма и насилия, неверию в способность государства защитить своих граждан, фактически вовлекающие молодежь в экстремистскую деятельность». Зампред профильного комитета удивился, когда корреспондент Infox.ru попросил прокомментировать законопроект применительно к СМИ. «На мой взгляд, это излишний пассаж в пояснительной записке. Мне сложно его комментировать. Я не понимаю, о чем это, -- признался он. -- У нас госканалы показывают бесконечно насилие. Все-таки давайте брать букву закона, а не пояснительную записку».