Коммунисты раскрыли перед Минюстом устав
Коммунисты не смогут исправить устав партии за три месяца, отведенные на это Минюстом. С претензиями чиновников в партии частично согласны, но вынесенное предупреждение считают политическим давлением. По мнению экспертов, искусственные проблемы позволят Кремлю добиться от КПРФ «целесообразного в условиях кризиса» поведения.
Во вторник делегация КПРФ во главе с секретарем ЦК партии Геннадием Зюгановым провела переговоры с заместителем министра юстиции Алексеем Величко. Коммунисты попытались отсрочить приговор, вынесенный Минюстом 1 июля. Тогда по итогам проверки были выявлены нарушения в уставе, вынесено предупреждение и дан срок на исправление -- до 1 октября.
Официальное предупреждение -- мера беспрецедентная. До коммунистов еще ни одна партия не получала столь серьезного сигнала. По закону, трех таких предупреждений достаточно, чтобы прекратить деятельность партии. КПРФ намерена приложить все усилия, чтобы до крайностей ситуацию не доводить, и частично готова признать справедливость претензий в свой адрес. Об этом коммунисты заявили во вторник заместителю министра юстиции Алексею Величко.
Делегаты шли на переговоры с первым лицом ведомства, но уже на месте им сообщили, что Александра Коновалова срочно вызвал президент. «Сначала Величко занял очень жесткую позицию, но постепенно разговор перешел в конструктивное русло, -- пояснил Infox.ru глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. -- Мы тоже нормальные люди и обоснованные замечания готовы принять».
В частности, коммунисты согласились уточнить положение по временному учету членов партии. В то же время «дискуссионным», по выражению Соловьева, остался пункт, касающийся учета членов КПРФ, проживающих за рубежом. Величко предложил приписывать их к посольствам, аккредитовав там парторганизации. «Я лично плохо представляю себе, как это выполнить технически, но, тем не менее, мы над этим поработаем», -- прокомментировал Соловьев. Делегаты указали Величко, что аналогичный пункт есть и в уставе «Единой России». Но чиновник не стал комментировать, последуют ли санкции в отношении партии власти, сославшись на то, что «проверка еще не завершена».
Главное, на чем настаивали коммунисты, -- «отсрочка приговора». На исправление замечаний потребуется минимум четыре-пять месяцев и до 1 октября никак не уложиться, говорят в партии. «Чтобы провести съезд и внести изменения в устав, нужно сначала провести выдвижение кандидатов в первичках, потом в районах, потом в регионах -- большая организационная работа. Уже не говоря о финансовых затратах. А устав править все равно придется, хотя бы в связи с изменениями законодательства о партиях и о выборах. Поэтому разумнее выполнить все это в течение 2010 года», -- объяснил необходимость пересмотра сроков Соловьев.
Он добавил, что сегодня стороны договорились взять тайм-аут на две недели и подготовить письма, в которых каждый из оппонентов уточнит свои позиции. «Дай бог, чтобы все решилось путем переговоров и сегодняшняя беседа привела к согласованному решению», -- говорит Соловьев. При этом он не исключает иного варианта развития событий: «Если все останется только на уровне разговоров, у нас не останется другого выхода, как обратиться в суд. Цепочку надо или скорректировать, или прервать».
Встреча с замминистра юстиции не убедила коммунистов в том, что в подходе к ним нет «ничего личного». Они по-прежнему уверены, что вынесенное им предупреждение -- не что иное, как способ давления. «Мы никакие не злостные нарушители и всегда старались реагировать на любые замечания министерства юстиции, -- объясняет Соловьев. -- А тут без всяких замечаний сразу шандарах -- предупреждение. Зачем? В чем смысл? Я думаю, туту политика. Ситуация накаляется, и надо на всякий случай дать понять оппозиции: ребята, будете дергаться, получите по полной программе».
«Так оно и есть, -- соглашается с Соловьевым президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. -- Кремль давно наладил систему работы с коммунистической партией, которая состоит в создании искусственных проблем для КПРФ. Их решение представляется как уступка со стороны Кремля и позволяет требовать встречных уступок со стороны коммунистов. Я думаю, во время кризиса в качестве встречной уступки Кремль потребует от КПРФ отказаться от поддержки активных протестных выступлений в моногородах и других больных точках Российской Федерации. Типичная ситуация размена путем превентивного создания проблем на ровном месте».
Политолог уверен, что стороны договорятся. «За все годы существования этой партии еще не было случая, чтобы руководство КПРФ не договорилось с Кремлем», -- заключил он.