1000% прибыли на смертельно больных
За три месяца цены на лекарства в российских аптеках выросли в среднем на 21%. Рост цен продолжится, а ассортимент сократится. По мнению зампредседателя комитета по охране здоровья Сергея Колесникова, события будут развиваться именно так, если не вмешается государство.
Цены на лекарства с января выросли в среднем на 21%. Но это – «средняя температура по палате»: какие-то препараты подорожали в разы, какие-то совсем немного, но подорожало все. Причем отечественные медикаменты даже больше, чем импортные. Если государство срочно и грамотно не вмешается и не окажет поддержку отрасли, для многих граждан в буквальном смысле жизненно важной, то цены взлетят еще больше, считают эксперты. А главное, многие медикаменты вовсе исчезнут с прилавков как невыгодный товар.
Московские фармацевты говорят, что пока структура покупательского спроса не особенно изменилась – город богатый, и на здоровье его жители начнут экономить в последнюю очередь. Регионы уже почувствовали тенденцию, которая совсем скоро дойдет и до столицы. Люди тратят на лекарства в среднем те же деньги, но на привычную сумму вынуждены покупать более дешевые препараты. Фармацевты говорят: если какое-то наименование пропало на складах – верный признак: появится через неделю, но по новой цене.
Еще в декабре прошлого года президент Дмитрий Медведев дал поручение разработать программу импортзамещения. Однако в нынешнем своем состоянии отечественная фармпромышленность не может составить сколько-нибудь серьезную конкуренцию зарубежным производителям. Да и серьезного стимула к развитию государство пока не дает.
Самостоятельно российской фармакологии мировых производителей не догнать – нужны инвестиции, чтобы постепенно от «отверточной сборки» из импортных составляющих перейти к полному циклу. При нынешней кредитной политике рассчитывать на вложения трудно. У российских ученых на подходе есть несколько серьезных разработок, но на их внедрение тоже нужны немалые деньги. Российские фармпредприятия вполне могли бы наладить выпуск так называемых «дженериков» – аналогов дорогих зарубежных лекарств. Эксперты считают: как правило, «дженерики» не уступают оригиналам, а настороженное отношение к ним населения – результат рекламы. У зарубежных производителей есть на нее деньги, у наших – нет.
Зампредседателя комитета по охране здоровья Сергей Колесников убежден: путем переговоров цены можно даже снизить, если не на отечественную продукцию, то на импорт точно. «Это крупные и богатые компании. Зачастую они немыслимо завышают цены. Особенно если речь идет о самых дорогостоящих препаратах, жизненно необходимых и выпускаемых только одним-двумя предприятиями», -- поясняет депутат.
«Приведу пример. Есть семь нозологий, лечение по которым забирает примерно половину всех денег, выделяемых на льготное лекарственное обеспечение – 33 миллиарда рублей на них и 37 миллиардов рублей на всех остальных, -- рассказал собеседник Infox.ru. – Это очень редкие болезни. Ими страдают около 50 тысяч пациентов. Не много, но без дорогих лекарств эти люди просто умрут. На самом деле уникальные препараты так дороги именно потому, что они уникальны, а не потому что действительно столько стоят. Такие лекарства приносят производителям до 1000 процентов прибыли». Колесников уверяет, с владельцами столь доходного бизнеса можно и нужно договариваться – они готовы несколько умерить аппетиты.
То, что цены вернутся на докризисный уровень, нереально. Но усилиями государства процесс можно остановить. «Мы уже близки к предельной планке. Максимум еще 5-6 процентов к лету. Если помогать государственными мерами», -- прогнозирует депутат. Если нет, то удорожание – еще не самое большое зло, которое ожидает покупателей в российских аптеках. Опаснее «усыхание» ассортимента, когда нужное лекарство просто исчезнет из продажи и его не купишь уже ни за какие деньги.