Защитники химкинского леса и «Яблоко» предлагают альтернативные трассы
Защитники Химкинского леса предложили альтернативный вариант строительства трассы Москва – Санкт-Петербург. Они обещают оценить социально-экологические последствия прокладки автодороги через лес.
Коалиция общественных экологических организаций «За леса Подмосковья» передала в Общественную палату России предложения с альтернативными вариантами строительства трассы Москва-Санкт-Петербург без ущерба Химкинскому лесу.
«Исследования центра Юрия Левады убедительно доказывают, что большинство жителей Химок, несмотря на давление властей, милицейский беспредел и бандитские наезды на мирных защитников (Химкинского леса), поддерживают нашу борьбу за сохранение леса. Мы надеемся, что Общественная палата услышит голос жителей Химок и поддержит их требования о переносе трассы», -- говорится в заявлении коалиции, текст которого был распространен во вторник на пресс-конференции «Интерфакса».
Согласно документу, к слушаниям в Общественной палате, запланированным на 16 сентября, участники коалиции передали «обоснованные предложения по альтернативным вариантам трассы дороги Москва-Санкт-Петербург, анализ экосистемной ценности Химкинского леса и оценку социально-экологических последствий строительства автодороги через лес».
Альтернативный маршрут прокладки трассы Москва – Санкт-Петербург предложила и партия «Яблоко». «Для этого понадобится снести торговые комплексы и, возможно, некоторые дома», -- сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Он признал, что такой проект может «получится немного дороже, но позволит сохранить лес». Политик отметил: существующие объекты, такие как торговые центры, придется «отодвигать от шоссе», поэтому многие, в том числе правительство, не одобрят, так как они в первую очередь «заинтересованы в продвижении собственных коммерческих интересов». «Сейчас все равно происходит реконструкция Ленинградского шоссе, а нынешний вариант платной трассы не ведет к решению транспортной проблемы», -- добавил он.
Предложенный «Яблоком» проект, предполагающий снос домов вдоль Ленинградского шоссе, не вызвал особого энтузиазма у экспертов. Политтехнолог Павел Данилин, в частности, заявил, что «"Яблоко" продемонстрировало не только элементарное незнание текущей ситуации со строительством трассы, но и полную безответственность». «Предложенный проект сноса домов вдоль Ленинградского шоссе, который якобы позволит не вырубать Химкинский лес, вызовет такое радикальное недовольство местного населения, что погасить его будет довольно-таки трудно. Снос домов предполагает миллиардные затраты, которые даже не просчитаны этой партией, -- считает он. – Возмутительно, что партия позволяет себе столько непродуманные и недальновидные заявления…. В этом контексте, безусловно, позиция сторонников проведения трассы через Химлес вызывает понимание, поскольку она хотя бы просчитана. И альтернативные трассы, как и приводят данные сторонники проведения трассы по Химкинскому лесу, являются намного более дорогими».
В конце августа мэр Москвы Юрий Лужков выступил с программной статьей в «Российской газете», в которой обосновал неизбежность вырубки просеки в Химкинском лесу. «У Москвы есть серьезный опыт транспортного строительства, практика сложных инженерных и управленческих проектов в этой области, большое количество квалифицированных специалистов-практиков. Мы с ответственностью откликнулись на просьбу федеральных властей изучить разные варианты строительства, рассмотреть помимо существующего сегодня маршрута еще две альтернативы. Такой анализ провели и с наукой экспертно «прокрутили» три варианта трассы», -- пишет Юрий Лужков в статье для «Российской газеты».
Первый альтернативным маршрутом, предложенным Лужковым, была прокладка новой трассы над действующей Октябрьской железной дорогой. Этот вариант был отвергнут из-за больших затрат. Второй вариант затрагивает лишь часть Химкинского леса, где трасса еще не проложена. Потом поворачивает в сторону Химок, через жилые кварталы, здесь цепляет более 50 коттеджей и далее разрубает микрорайон на две неравные части, отрезая тем самым жилой район от леса.
Начало истории борьбы за Химкинский лес положило министерство транспорта еще в 2004 году. Чтобы разгрузить агонизирующее Ленинградского шоссе, чиновники решили построить платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Уже через два года в рамках реализации проекта было принято решение вырубить просеку шириной три километра в лесу, общая территория которого составляет около тысячи гектаров.