Курильщики не боятся импотенции
Фотографии депрессивных импотентов, раковых опухолей и обезображенных младенцев на пачках сигарет не влияют на динамику продаж табачных корпораций, уверяют представители индустрии. Новый техрегламент на табак не заставит их пересмотреть прогнозы. Защитники прав потребителей, напротив, говорят о сокращении числа курильщиков за счет впечатлительных женщин и подростков.
Антиреклама на пачках сигарет в виде картинок, изображающих последствия курения, не отразится на продажах сигарет, уверяют в табачных корпорациях. Представители индустрии не снижают прогнозы на ближайшие годы. Потребители не станут покупать меньше, сказал Infox.ru региональный президент компании Japan Tobacco International (JTI) по странам СНГ, Румынии и Адриатике Мартин Брэддок. По его словам, опыт зарубежных стран, где действует правило маркировки сигарет социальной антирекламой, «также показывает, что потребление сигарет не уменьшилось».
2 августа 2010 года на заседании рабочей группы Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) было принято положение технического регламента на табачную продукцию, в соответствии с которым картинки на сигаретах будут занимать не менее 50% площади фронтальной и тыльной сторон пачки. Фото на упаковках сигарет будут изображать различные последствия, к которым ведет потребление табака, -- онкологические заболевания, бесплодие, импотенцию.
Согласно новому регламенту, также будет запрещен термин «легкие» и размещение информации о пониженном содержании смол.
Новый технический регламент вступит в силу в 2012 году в пяти странах -- членах ЕврАзЭС: России, Казахстане, Беларуси, Таджикистане и Киргизии.
Регламент соответствует Рамочной конвенции по борьбе против табака ВОЗ (РКБТ ВОЗ), которую Россия ратифицировала в апреле 2008 года. Маркировка сигарет картинками, иллюстрирующими последствия курения, есть в Канаде, Австралии, Таиланде, Сингапуре, шести странах Европы -- Румынии, Великобритании, Латвии, Литве, Бельгии, на Мальте и ряде других стран. Во Франции новые правила маркировки вступят в силу с 2012 года.
Такая маркировка -- наиболее эффективный формат, спорят в Антитабачной коалиции. «В несколько раз повышается уровень информированности курильщика о последствиях табакокурения. Кроме того, размещение больших предупредительных изображений с обеих сторон пачки значительно снижает привлекательность сигарет для девушек и подростков -- именно они сейчас стали основной целевой аудиторией табачных кампаний, что отмечали представители делегаций стран -- членов ЕврАзЭС», -- уверены в АТАК.
Фотоизображения последствий курения снижают уровень потребления этого продукта, соглашается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его словам, в Канаде и Австралии, которые были законодателями этой глобальной тенденции, за последние 15 лет уровень курения сократился на 20%.
«С сигарет снимается гламур, который через рекламу очень активно продвигается табачными компаниями. Картинки приняты более чем в 35 странах, и этот формат информирования курильщика более удачный, чем тот, что есть сейчас на пачках», -- говорит Дмитрий Янин.
Практически во всех странах, где местное правительство пытается ввести изображения на пачках, табачные компании высказывают одни и те же аргументы против, рассказывает глава КонфОП. «Они все говорят, что нанесение фотоизображения -- дорогостоящая процедура. Второй аргумент в том, что дети будут собирать эти пачки», -- рассказывает Дмитрий Янин. «Но для компаний с многомиллиардными оборотами -- это не проблема. И точно нет ничего плохого в том, что дети усвоят, что курение -- прямой путь к онкологическим заболеваниям», -- считает он.
По словам директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого, международный опыт показывает, что увеличение размера предупредительных надписей о вреде курения на сигаретной пачке и графические изображения последствий курения имеют разную степень воздействия на потребителей. «Какие последствия для российского рынка будет иметь один из этих шагов, пока говорить рано», -- говорит он.