Таможенный союз заставили работать
Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии заработал, радуются чиновники. Барьеры для передвижения безопасных товаров - белорусской сгущенки и тракторов будут минимальными. Участники рынка предупреждают, что не смогут соблюдать новые правила - многие из них непонятны.
«У нас есть единый Таможенный кодекс, который вступил в силу с 1 июля с Казахстаном и с 6 июля с Белоруссией. Есть единые документы, которые не только приняты, но также и ратифицированы нашими парламентами», -- радуется заместитель министра промышленности и торговли России Владимир Саламатов.
По его словам, стороны готовы работать над созданием единого экономического пространства и оставшиеся нерешенными проблемы будут в ближайшее время урегулированы. В конце мая 2010 года глава российского правительства Владимир Путин предупредил, что Таможенный союз не сможет заработать «в полную силу» с 1 июля, как планировалось. Премьеры трех стран не смогли согласовать позиции, признал тогда премьер-министр. Разногласия касались ставок таможенных пошлин на технику -- продукцию автомобильной и авиационной промышленности, а также пошлин на ввоз товаров физическими лицами для собственных нужд.
В рамках Таможенного союза будет единое техническое регулирование для товаров из России, Белоруссии и Казахстана. «Мы строим единую систему технического регулирования с едиными требованиями, стандартами, которые будут использовать наши производители для того, чтобы продукция была безопасной», -- рассказал Владимир Саламатов.
«Безопасные товары будут спокойно пересекать границу. Мы будем есть сгущенное молоко, произведенное в Белоруссии, потому что они там делают это очень хорошо. Белорусские тракторы очень хорошие, не будет никаких препятствий для того, чтобы они пересекали границу с Россией», -- обещает чиновник. По его словам, техническое регулирование сформулировано таким образом, чтобы барьеры для безопасной продукции были минимально необходимыми.
После вступления в силу единого технического регулирования для стран Таможенного союза национальные технические регламенты перестанут действовать. Замену всех регламентов на единые планируется осуществить до 1 января 2012 года. В общей сложности таких техрегламентов, обобщенных требованиями безопасности, будет не больше 70, уточнил чиновник Минпромторга.
Сейчас в России уже подготовлено 18 технических регламентов, в ближайшее время будет принято еще 4. Они будут касаться железнодорожно-транспортной отрасли, сказал Infox.ru Владимир Саламатов.
Для трех стран Таможенного союза создается единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. «Мы нашли компромисс и к обязательному перечню продукции, по которому может быть выдан сертификат соответствия или зарегистрирована декларация соответствия единого образца Таможенного союза», -- говорит Владимир Саламатов. Сейчас у России этот перечень самый большой. Доля позиций, по которым требования к продукции у трех стран совпадают, не превышает 5%.
«Государства--члены Таможенного союза должны прийти к соглашению относительно техрегулирования и гармонизации ответственности за правонарушения, совершаемые в этой области», -- говорят в Минпромторге. По новым правилам штрафы для юридических лиц за нарушения техрегламентов планируется поднять в 40 раз и довести до 1 млн руб.
Проблемы из-за появления нового Таможенного кодекса начались раньше, чем он вступил в силу. В апреле 2010 года продавцы кормов для животных предупредили, что поставки будут задерживаться на границе, так как остается много неясностей относительно оформления грузов по новым правилам.
Участники рынка до сих пор пребывают в растерянности. «Нам поступают звонки от предпринимателей. Они просто не знакомы с документами. С трудностями мы пока не успели столкнуться. Но документы можно трактовать по-разному, потому что нет еще практики. Есть документ, но нет механизма», -- сетует генеральный директор Союза предприятий по предпринимательству в сфере зообизнеса Татьяна Колчанова.