Продажи продуктов быстрого приготовления - супов и лапши выросли. Участники рынка объясняют повышенный спрос сезоном отпусков, которые многие потребители проводят на даче.
«В летний дачный период увеличивается спрос на продукты быстрого приготовления, в частности супы», -- говорит генеральный директор российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. По его словам, одним из лидеров продаж вместо чая и кофе, которые закупают офисные работники, становятся супы, требующие варки, но с готовым набором ингредиентов в упаковке.
«Дачный сезон действительно влияет на продажу быстрорастворимых супов, пюре и традиционной лапши», -- подтверждает пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова. «По нашей сети мы наблюдаем заметный рост продаж в этом сегменте», -- добавила она.
Другая причина изменения популярности продуктов -- жара. «Летом на рынке продаж чая и кофе традиционно падает спрос. Эти напитки воспринимаются как атрибут холодного времени года. Пиковые нагрузки на поставщиков приходятся на зиму», -- заключил Рамаз Чантурия.
По данным исследований розничных продаж Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, сезонный спрос возникает на супы и лапшу. «Пик приходится, как правило, на июль», -- отмечают в пресс-службе компании.
«Уровень продаж супов быстрого приготовления, действительно, растет в летний период», - говорит бренд-менеджер компании «Нестле Россия» Мария Логвиненко. «Но для нашей продукции это только частично связано с сезонными колебаниями. Значительный эффект, прежде всего, имеют запуск новинок, рекламная поддержка и работа с торговыми каналами», - уточнила она.
По значимости категорий лапша -- крупнейший сегмент рынка продуктов для кулинарии. В классификации Nielsen на его долю приходится порядка 60% от общего объема продаж сегмента «Продукты для кулинарии». На долю супов быстрого приготовления приходится 13,8% общего объема продаж.
Лидеры рынка супов быстрого приготовления -- торговые марки «Доширак» (корейская фирма Korea Yakult) и «Роллтон» («Маревен фуд сентрал»). В целом по рынку продуктов быстрого приготовления самый широкий ассортиментный ряд в России представляют компания Nestle с торговой маркой Maggi и «Русский продукт».
Ежегодно потребление продуктов быстрого приготовления сокращается. «По результатам 2009 года динамика продаж по этим категориям товаров заметно ниже, чем в 2007 году», -- констатируют специалисты Nielsen. По сравнению с 2008 годом в 2009-м розничные продажи супов быстрого приготовления в городской России снизились на 8% в натуральном выражении, лапши -- на 12%.
В 2009 году по отношению к 2008 году розничные продажи готовых супов (которые достаточно разогреть) в натуральном выражении снизились на 24,4%, в стоимостном -- на 22,3%. Продажи сухих супов (требующих варки) снизились в на 24,4%, а в цене выросли на 10,2%. Растворимые супы (которые достаточно залить кипятком) стали продаваться меньше на 5,6%, их стоимость увеличилась на 11,6%.
По словам менеджера по маркетингу и коммуникациям Nielsen Натальи Игнатьевой, снижение продаж в сегменте супов быстрого приготовления в 2009 году обусловлено экономией потребителей вследствие кризиса. «В кризис потребители сфокусировались на базовых продуктах с низкой степенью готовности. Продажи товаров «для удовольствия» тоже снизились», -- говорит она. Стабильность спроса сохранилась в сегменте молочной продукции: молоко, кефир, творог продаются с обычной динамикой.