Андрей Смирнов: «Ленфильм» - банкрот
Российские киностудии «прозябают в нищете», и без новой бизнес-модели вместо них будет «ровное место», говорит генеральный директор «Системы массмедиа» Андрей Смирнов. «Ленфильм», на его взгляд, близок к банкротству.
-- Как сейчас структурирован бизнес «Системы Масс медиа» (СММ)?
-- Сейчас в структуру входит киностудия RWS -- наша основная компания. Она имеет филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. Также входит телекомпания «Стрим», которая производит 11 каналов и продает их. У нас порядка 600 дистрибуторских договоров. С этого года мы открыли вещание на Америку, там идет канал «Русская жизнь». Есть еще рекламное агентство «Максима», которое обслуживает АФК «Система». Есть новые медиа: компания ЦТВ, которая планирует открыть вещание на автомобили. Практически все автомобили класса люкс снабжены телевизионными приемниками, особенно это касается пассажирских рядов. Это будет вещание исключительно для автомобилистов. Там будет различная тематика: детское, художественное, информационное вещание, спорт.
-- Какая бизнес-модель будет у этого проекта?
-- В Москве 3 млн зарегистрированных автомобилей. Из них каждый год продается примерно 50 тыс. автомобилей класса люкс. Это наш основной клиент. Но владелец автомобиля отечественного производства также может купить себе тюнер, если у него есть возможность.
-- Бизнес-модель -- реклама или платные каналы?
-- Платные каналы. Это специальный контент, который подобран таким образом, чтобы было интересно смотреть людям в пробках.
-- Кто выступает вашим контентным партнером?
-- Мы сами. Весь контент мы либо агрегируем, либо генерируем самостоятельно. В данном случае нам не нужны никакие партнеры.
-- Когда проект будет запущен в коммерческую эксплуатацию?
-- Сейчас вещание производится на 150 автомобилей. Мы отрабатываем контент, способы взаимодействия с клиентом. Думаю, что к зиме запустим.
-- Каков объем инвестиций в проект?
-- Мы этот проект будем делать на основе тех вложений, которые мы делали под DVB-H-вещание. Это вещание не пошло, в том числе в мире, есть только несколько стран, где оно более или менее востребовано. И эта технология отмирает. Навстречу ей идет новая технология LTE.
-- Когда планируете выйти на окупаемость?
-- В следующем году. Это нишевый проект, пока мы его предлагаем только для Москвы. Это вещание доступно и для домашних телевизионных приемников. Но в данном случае мы ориентируемся именно на автомобили, если это будет интересно стационарным пользователям -- welcome!
-- Этот проект будет развиваться в рамках телекомпании «Стрим»?
-- В рамках компании ЦТВ, может быть, подключим компанию «Космос-ТВ». Но необязательно. Мы сейчас думаем о том, чтобы более правильно собрать бизнес.
-- Пиратство остается проблемой для СММ?
-- Мы попытались наладить работу с нашими коллегами по цеху, с кино- и телепродюсерами. Даже когда такая крупная компания, как наша, в одиночку начинает бороться с пиратством -- это бесполезно. Я уже не говорю о малых компаниях, состоящих из одного продюсера. У них иногда не бывает даже собственного юриста. Если мы соберем значительное количество людей, которые производят контент для телевидения, кино, и встанем под единый флаг борьбы, это уже серьезная история. К ней должна прислушиваться государственная власть. В нашем законе существует огромное количество статей, по которым можно и нужно работать с пиратством. Я бы даже сказал с воровством.
-- Вы видите единственный способ борьбы с пиратством в законодательных запретах или считаете, что поможет формирование рынка легального видео в интернете?
-- Легальное видео в интернете -- да! Но этому легальному видео надо прорваться, потому что интернет просто забит пиратским видео. Мы призываем не только правообладателей, но и людей, желающих легально распространять контент, группироваться вместе, выстраивать единую политику. Это наши деньги -- деньги производителей, тех людей, которые пытаются реализовать это видео. Мы должны договариваться.
-- Пользователей сети «Вконтакте» правообладатели назвали ворами. Поддерживаете ли вы это мнение?
-- Конечно, поддерживаю. Это ведь действительно так. Эту проблему просто перевели в более яркую плоскость. Ведь те люди, которые качают из интернета, они фактически пособники. Если ты скачал краденое, значит, ты стал соучастником. Те сервисы, которые выкладывают краденые вещи, не платя ничего, те люди, которые сами скачивают с этих сервисов, -- это одна цепочка.
-- Кто враг правообладателя: пользователи, которые скачивают бесплатно контент в интернете, либо сервисы, которые предоставляют такую возможность?
-- Враг -- нельзя сказать. Это общая схема. Здесь самое главное -- это правовой нигилизм. Никто не понимает, что совершает противозаконные действия.
-- Вы подсчитывали, сколько СММ ежегодно теряет на воровстве в интернете?
-- Фонд поддержки отечественного кинематографа инвестирует в кино $100 млн в год. Даже по самым скромным подсчетам, которые опубликованы, в этот же год пираты вынимают где-то $250 млн. Каким образом киноиндустрия заработает, если в нее вкладывают $100 млн, а вынимают $250 млн?
-- Как вы сейчас оцениваете работу киностудий? В каком они сейчас состоянии?
-- Рынок киностудий в плачевном состоянии. На сегодня достаточно хорошо себя чувствует киностудия «Мосфильм», потому что у них не была отобрана библиотека. Карен Шахназаров грамотно распорядился, что у него были хоть какие-то деньги. Он молодец. Все остальные киностудии, у которых были отобраны библиотеки, сейчас находятся в плачевнейшем состоянии. Они все прозябают в нищете. Наша киностудия новая, мы по-новому вкладывали деньги и по-новому формировали бизнес-модель. И она сейчас работает. Вопрос библиотеки -- это правильный вопрос, и нужно ее накапливать, потому что через накопление она монетизируется. Мы сейчас пытаемся запустить вторую очередь нашей киностудии, ведутся предпроектные работы. Это тяжелое дело, потому что нет краткосрочной отдачи денег. Мы создаем инфраструктуру киноотрасли. Инфраструктура достаточно долго отдает свои деньги. Но она нужна, потому что без этого нельзя ничего реально сделать.
-- В частно-государственном партнерстве с киностудией «Ленфильм» «Система Масс-медиа» планирует потратить несколько десятков миллионов долларов на первоначальном этапе инвестиций в инфраструктуру. Уточните оценки.
-- Нам нужно вытащить «Ленфильм», который на сегодняшний момент банкрот. Для этого нужны определенные деньги, чтобы расплатиться с поставщиками электричества, коммуникаций и людьми, которые несколько месяцев не получали зарплату. А дальше мы должны договориться с государством. Мы идем на сближение. У нас есть положительный опыт работы с киностудиями, и государство это видит. Далее нужно делать что-то и с киностудиями, которые принадлежат государству. Нужно что-то делать, иначе скоро там сложатся крыши, сложатся стены, и там будет просто ровное место. Этого допустить нельзя. Поэтому мы предлагаем некие решения проблем. Сейчас продюсеры не заинтересованы, они не видят на том конце зрителя. Они не понимают, что зритель, проголосовав рублем, собирает фонд для будущего фильма этого продюсера.
-- Как складываются взаимоотношения Russian World Studios (RWS) с независимыми продюсерскими центрами?
-- У нас очень хорошие взаимоотношения с независимыми продюсерскими центрами. RWS на 80% загружена именно их проектами. Мы в данном случае абсолютно со всеми дружим, со всеми хотим работать. Для крупных компаний, с которыми мы работаем долго, у нас существуют специальные скидки и т. д.