Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Кризис изменил моду

Кризис дошел магазинов одежды. Падение продаж в магазинах со средним чеком в 500 рублей составляет порядка 30%. Темпы роста рынка упали вдвое. Потребители перестают следить за модой, роскошь больше не доступна среднему классу.

В 2008 году российский рынок готовой одежды вырастет на 5% вместо запланированных 10%, жалуются опрошенные участники fashion-рынка. По их прогнозам, в ближайшие три года рост не превысит 8% годовых.

Падение темпов роста фиксируется впервые за четыре года: с 2004-го по 2008 год объем прироста составлял от 15 до 20% в год.

«В этом году мы ждали роста порядка 9--10%. Реальные показатели будут отличаться на 4--5% в сторону снижения. Спада как такового не произойдет, объем рынка пока не уменьшается, но рост замедляется», -- сказала Infox.ru генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

Из-за кризиса пострадал в первую очередь сегмент люксовой одежды. По словам Анны Лебсак-Клейманс, потребители одежды и обуви не изменят дорогим магазинам, но их предпочтения меняются. «Они будут покупать не костюм, а блузку, не сумку, а ремень. Но средний класс уйдет из этого сегмента полностью», -- объяснила она. Вслед за бутиками проблемы будут испытывать компании new-luxury, которые предлагают «роскошь по приемлемым ценам». «Ожидаемый спад продаж в этом направлении от 15 до 30%», -- говорит Анна Лебсак-Клейманс.

По словам генерального директора Ассоциации предприятий индустрии моды Марии Сморчковой, рынок испытывает «колоссальный спад потребления». «Уже в третьем квартале мы говорили о падении продаж на 15%. Основной негатив приходится на регионы, где доходы ниже и расходы активнее сокращаются», -- рассказала она.

Поддержать оборотные показатели смогут участники рынка, которые предложат покупателям значительные скидки в период распродаж. По словам Марии Сморчковой, цены должны быть ниже, чем в прошлом году. «Сейчас традиционные механизмы стимулирования продаж не работают. Объем продаж не меняется», -- отмечает эксперт.

В компании «Твое» почувствовали кризис. «Проходимость стала меньше, покупатели делают меньше покупок», -- рассказала начальник отдела развития сети магазинов Юлия Алабян. По ее словам, магазины других марок страдают сильнее. В сети «Твое» удается поддерживать прежние объемы за счет относительно невысоких цен -- средний чек в магазине составляет 500 руб. «Мы сами производим одежду, которую продаем, мы не завязаны на кредитах и не зависим от доллара», -- перечисляет представитель компании.

Массовых сокращений персонала в сетевых магазинах одежды в связи с падением продаж не будет. «Они начнутся, когда сети будут закрывать убыточные магазины», -- говорит Мария Сморчкова. Сейчас расходы сокращаются за счет снижения издержек на содержание магазинов и программ продвижения товаров, а также повышения операционной эффективности и стимулирования продаж.

Мария Сморчкова говорит, что кризис может изменить концепцию развития магазинов: сети сократят количество торговых площадей и точек продаж, а некоторые мономарочные фирменные магазины станут сетевыми -- будут брать на продажу одежду других марок. «Модные тенденции, которые часто меняются, будут непопулярными. Все будет более консервативно, рационально», -- сетует эксперт.

Полная версия