Пиво с человеческим лицом
В рекламу пива могут вернуться образы людей и животных, если рекламная отрасль отработает четкие нормы саморегулирования. Пересмотр закона о рекламе не исключен, считают в Федеральной антимонопольной службе.
Нормы законодательства, предусматривающие запрет на присутствие в рекламе пива образов людей и животных, могут быть пересмотрены, не исключил начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский. «Необходимо развитие саморегулирования рекламы. Большинство запретов могут уйти. Но только в том случае, если саморегулирование готово на себя взять функцию по защите российского общества от негативных воздействий. Мы с удовольствием рассмотрим вопрос по внесению изменений в российское законодательство, в том числе и по запрету на использование образов людей и животных в рекламе пива», -- отметил чиновник.
Сейчас о снятии запретов речь не идет, категоричен заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. «Бизнес-сообщество пренебрегает элементами этики, и государство идет на более жесткие меры. Ни о какой отмене запретов в рекламе пива речи нет, такой темы нет», -- заявил он.
Запрет на использование образов людей и животных в рекламе пива действует с января 2005 года. Ранее был одобрен закон об ограничении времени трансляции рекламы на телевидении и радио. Но в мае 2009 года ФАС указала производителям на то, что они обходят новый законопроект, в частности, используют закадровые диалоги двух и более лиц. В письме, адресованном Союзу российских пивоваров, ФАС пояснила, что использование монологов или диалогов, сюжетно связанных с видеороликом, также считается использованием образа человека. Согласно разъяснению, голос за кадром может только предоставлять информацию о товаре. Также в видеоматериалах было запрещено использование вымышленных живых существ, одушевление объектов природы и присутствие деталей, указывающих на участие в сюжете человека. ФАС разрешила показывать в рекламе изображение самого товара, даже если в названии или на упаковке используется образ человека. Данные меры ФАС объясняла попыткой снизить привлекательность рекламы пива.
По мнению руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, снятие запретов с рекламы никакого влияния на продажи пива не окажет. «Объемы продаж не снизились, когда запретили снимать в рекламе людей и животных. Просто на сегодняшний момент реклама пива давно не занимается продвижением продаж», -- говорит он. «Реклама пива сегодня позволяет конкурировать между собой брендам – не более того. А на общие продажи это не влияет», -- считает он.
По словам Вадима Дробиза, подобная инициатива ФАС говорит лишь о том, что пивное «лобби работает очень активно и грамотно».
«Очень удивлен» исполнительный директор Содружества производителей фирменных торговых марок RusБренд Алексей Поповичев. «У ФАС очень жесткая позиция в этом отношении, в последнее время я слышал только об ужесточении закона -- либо сократить время рекламы, либо вообще запретить. Чтобы снять запрет, придется готовить соответствующий законопроект, это все достаточно сложно», -- объясняет он.
По мнению Алексея Поповичева, от запрета или разрешения на рекламу потребление пива не изменится. «Можно предположить, что это первый шаг к разрешению на спонсорство спортивных мероприятий пивоваренными компаниями», -- считает он.