Летние кафе уступили чиновникам
Количество летних кафе в Москве не меняется три года подряд. Рестораторам невыгодно открывать сезонные площадки: нужны жесткие согласования с городской администрацией, а окупаемость проектов невысокая.
По данным департамента потребительского рынка и услуг Москвы, летом в городе будет работать около 1,2 тыс. сезонных кафе. Большая часть из них стационарные. Порядка 50 -- отдельно стоящие объекты.
«Количество по сравнению с прошлым годом приблизительно то же самое. В прошлом году было где-то 1180 летних кафе», -- говорит заместитель начальника управления городских мероприятий и мелкорозничной сети ДПРиУ Татьяна Шкунова. Сезон работы кафе на открытых площадках официально начинается 1 мая. Заявки от желающих открыть летнее кафе принимают отделы потребительского рынка в районных управах до начала апреля. Расположение кафе определяет комиссия по мелкорозничной торговле и утверждает префект округа.
Среди документов, необходимых для оформления работы летнего кафе, -- договор краткосрочной аренды, разрешение Госсанэпиднадзора, характеристика объекта сферы торговли, подробный перечень продукции в ассортименте и все товаросопроводительные документы. Если в кафе будет алкоголь, нужна соответствующая лицензия на продажу.
По словам Татьяны Шкуновой, к открытию сезона летних кафе их количество уже сформировано. «Площадки могут появляться вместе с новыми заведениями. Но едва ли это будет принципиально большее число к концу сезона», -- отметила она.
В структуре летних кафе значительных изменений нет. Татьяна Шкунова говорит, что в этом году может быть больше, чем в прошлом, заведений, ориентированных на семейный отдых. В 2009 году их было около 100. «Не у всех предпринимателей есть возможность открыть дополнительно детскую площадку. Может быть, площади не хватает», -- объясняет она.
Количество летних кафе в Москве практически не меняется в течение трех лет. В 2008 году работало 1183 кафе, из них 1065 при стационарных предприятиях и 118 отдельно стоящих. В 2009 работало 1180 летних площадок.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров объясняет это тем, что летние кафе в Москве должны соответствовать жестким требованиям. «Поэтому поставить его, например, в зоне купания или в парке проблематично. В том числе в связи с запретом на продажу алкоголя в публичных местах», -- говорит Игорь Бухаров. Если открыть кафе, в котором не будет алкоголя, им не заинтересуются посетители, предупреждает ресторатор.
По словам Игоря Бухарова, в Европе летние площадки есть при каждом заведении общественного питания. «У нас не Европа. Просто поставить столы и стулья на воздухе не получается. Большинство кафе выходит на проезжую часть, и людям там сидеть не очень приятно -- уровень экологической чистоты машин в России очень низкий по сравнению с Европой. Количество ресторанов, которые могут себе позволить открытую площадку, не меняется -- содержать ее невыгодно», -- рассказывает он.
Администратор кафе «Сим-Сим», которое традиционно открывает летнюю площадку, говорит, что окупаемость сезонной торговли невысокая. «Летнее кафе приносит немного прибыли. В этом году мы еще не открыли площадку, и пока неизвестно, будет ли она. Строительства не было. Возможно, это связано с кризисными моментами», -- объяснил представитель кафе.
Кроме согласования документов с городской администрацией для предпринимателей, желающих открыть летнее кафе, существует конкурс. Это обязательная процедура, если кафе будет самостоятельным, -- установить столики на улице рядом с заведением можно без конкурса. «Конкурс можно и не выиграть», -- отмечает Игорь Бухаров.