Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Интернет разоряет пользователей

Интернет-провайдеры могут без ограничений повышать тарифы на техподдержку, предусмотрев это в договоре о предоставлении услуг. В отличие от зарубежных стран в России такая практика приводит к злоупотреблению со стороны поставщиков услуг.

Изменения интернет-провайдерами тарифов на техподдержку и другие услуги в одностороннем порядке правомерны, если договор, заключаемый между компанией и абонентом, предусматривает возможность таких изменений. «Российское законодательство никак не защищает людей от одностороннего изменения условий договора. В целом они запрещены, но в Гражданском кодексе есть оговорка: если это не предусмотрено договором», -- объясняет эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов.

С 1 марта 2010 года интернет-провайдер «Акадо» увеличил тариф на техническую поддержку абонентской линии для физических лиц до 120 руб. Ранее стоимость техподдержки для абонентов составляла 90 руб. По закону абоненты «Акадо», подписавшие договор с компанией, обязаны оплачивать услугу техподдержки согласно изменению тарифа.

Договоры, составляемые российскими интернет-провайдерами, практически всегда предусматривают изменения условий. «Это действует у всех операторов», -- подтверждает пресс-секретарь «Национальных телекоммуникаций» («Онлайм») Светлана Шиф.

Провайдеры предпочитают включать стоимость техподдержки в общий тариф. По словам пресс-секретаря Комстар-ОТС» («Стрим») Екатерины Невской, так делают большинство операторов. «Тарифы на техподдержку и другие услуги за последние несколько месяцев не менялись. Техподдержка у большей части операторов включена в стоимость тарифа, то есть предоставляется бесплатно. Мы тоже придерживаемся такого порядка», -- рассказала она.

В «Корбине» «(ОАО «Вымпелком») оказание услуг по техподдержке временно приостановлено. «Но изменений в тарифах нет», -- уверяет официальный представитель «Вымпелкома» Екатерина Лебедева. По ее словам, даже если поставщик услуг не включил в договор пункт об изменении условий в одностороннем порядке, согласно закону о связи оператор имеет право внести эти изменения, уведомив клиентов за две недели через СМИ или свой сайт.

Юристы уверены, что для развитых стран Европы и США такие формы договора допустимы, а в странах с невысоким уровнем правовой культуры они приводят к злоупотреблениям со стороны поставщика услуг. Кроме того, в России большинство пользователей подписывают договоры, почти не читая их. «В итоге клиент оказывается абсолютно незащищенным. Завтра тариф поднимется в 10 тыс. раз, и вы будете платить. И еще не сразу об этом узнаете», -- отмечает Антон Богатов.

Отстаивать права в суде можно, если поставщик услуг поменял цены, а заключенный с пользователем договор не предполагал таких условий. Другой вариант -- обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. «Можно попытаться решить вопрос в административном порядке, но здесь нужно знать разные детали: какой договор, по поводу чего составлен и т. д.», -- предупреждает юрист.

Если пользователь не согласен с условиями уже подписанного договора, ему предложат отказаться от услуг данной компании. «Но самое неприятное, что в других компаниях часто происходит то же самое», -- отмечает Антон Богатов.

Нарушения закона о защите прав потребителей в этом случае нет: действует гражданское законодательство, а Гражданский кодекс не препятствует формированию таких условий договора, которые позволят менять его в одностороннем порядке.

Полностью исключить возможность изменять договор и обязательства в одностороннем порядке нельзя, но существенно ограничить возможно. «Но пока совет по гражданскому законодательству этим не озабочен», -- отмечает Антон Богатов.

Полная версия