Новый год без определенного места жительства
Бюджеты новогодних корпоративов обвалились вдвое. Порядка 700 event-компаний за год ушли с рынка. Популярность приобрели так называемые «бомж-туры», когда обеспеченные сотрудники солидных компаний пытаются войти в образ лиц без определенного места жительства.
Число заказов на новогодние корпоративы обвалилось на 20%. Бюджеты праздников сокращены более чем вдвое. В октябре--ноябре 2009 года российские корпорации начали заключать договоры на проведение новогодних корпоративных мероприятий. На тот момент участники event-рынка признавались, что заключенных контрактов пока мало.
По словам генерального продюсера агентства событий и праздников «КнязевЪ» Сергея Князева, количество заказов в московских event-агентствах в этом году упало примерно на 20%. Топ-менеджер также отметил, что с начала текущего года в Москве прекратили работу около 700 event-компаний.
Бюджеты на новогодние мероприятия сократились вдвое: компании экономят на шоу-программах, алкоголе и ищут рестораны с дешевым меню.
«В докризисном 2007 году средний бюджет корпоративного мероприятия на 100 персон составлял $100 тысяч, в этом году на то же количество гостей приходится $40-70 тысяч», -- отмечает Сергей Князев.
«У крупных компаний корпоративы будут проходить в этом году попроще, чем в прошлом. Они сокращают персонал, поэтому и празднуют скромнее», -- говорит генеральный директор и владелец концертного агентства Arte Vita Дмитрий Царев. Его агентство обслуживает дочернюю структура «Газпрома».
По его словам, на новогодних корпоративах компаний стало «все больше самодеятельности». В целях экономии средств заказчики предпочитают отказываться от приглашения звезд.
В event-индустрии артистов эстрады принято делить на три категории. Звезды первого уровня претендуют на гонорары более $30 тыс., артисты второго готовы принять от 15 до $30 тыс., звезды третьего уровня готовы выступить менее чем за $15 тыс. долларов. По словам Сергея Князева, в текущем году наибольшее количество предложений у тех, кто готов работать за «самые скромные деньги».
Альтернативой приглашению звезд стало использование компаниями творческих ресурсов своих сотрудников для проведения корпоратива. По словам PR-директора агентства «КнязевЪ» Яны Кулаковской, клиенты стали чаще обращаться, чтобы заказать программу, поставленную режиссером агентства. «Мы выделяем репетиционные часы и ставим мероприятия. В прошлом году не было такого ажиотажа, но в этом хотели очень многие», -- говорит Яна Кулаковская. «Когда выступает твой главный бухгалтер -- не надо уже никакой звезды», -- добавляет она.
Те, кто все же заказывает специальные шоу-программы, решили сэкономить на количестве представлений. «Если раньше было по двадцать номеров, то сейчас по пять-десять», -- рассказывает Дмитрий Царев.
Клиенты VIP-уровня, несмотря на кризис, не согласны экономить на новогодних вечеринках, утверждают в тренинговой компании TeamB. «Такие заказчики хотят VIP-отдых, и кризис их не волнует. И тогда получаются большие бюджеты», -- заявляет менеджер компании. «И устраиваются мероприятия за границей, по России или выезд в Подмосковье, но в пятизвездочные отели и с хорошей программой -- смотря какие задачи ставит организация», -- заключила она.
Для спецклиентов еvent-агентства придумывают другие сценарии: балы в пижамах, экстремальные виды спорта, инсценировки пьес известных авторов, дискотеки в стиле 80-х и т.д. Популярность приобрели так называемые «бомж-туры», когда обеспеченные сотрудники солидных компаний пытаются войти в образ лиц без определенного места жительства.