Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Права потребителей спускают в унитаз

Российский рынок сантехники заполнен некачественными товарами. Жалобы на разваливающиеся унитазы и протекающие душевые кабинки -- массовое явление, говорят защитники прав потребителей.

Количество потребительских жалоб на некачественную сантехнику не уменьшается -- рынок заполнен некачественными товарами, констатируют в обществах защиты прав потребителей.

По словам председателя ОЗПП «Общественный контроль» Михаила Аншакова, обращений с жалобами на сантехнику к ним поступает «десятка два в месяц».

Чаще всего потребители жалуются на душевые кабинки, которые протекают, и силуминовые сантехнические детали, не выдерживающие гидравлических нагрузок в условиях российских квартир, говорит эксперт.

«Это приводит к затоплению нескольких этажей. Силуминовые детали ставят, потому что они дешевые и не ржавеют со временем. Также портится сантехника из латуни сомнительного качества, как правило, китайских производителей», -- предупреждает Михаил Аншаков.

«Я купил некачественный вентиль на батарею отопления», -- рассказывает участник форума Союза потребителей России. Вентиль развалился и стал причиной залива соседей. При замене детали сантехники из ЖЭКа сообщили, что вины потребителя в случившемся нет, а виноват производитель данного вентиля. Но покупка была совершена давно, и чек человек не сохранил.

«Мне в новой квартире рабочая бригада делала ремонт под ключ, за день до сдачи квартиру залило водой, ламинат на полу вздулся», -- рассказывает еще один участник форума Союза потребителей России. Рабочие утверждают, что вода потекла из-за некачественного смесителя, хотя его устанавливали они, а покупал хозяин квартиры. В таком случае виноват производитель некачественной техники, а претензии можно предъявлять продавцу.

Потребитель с форума потребителей на сайте ОЗПП рассказывает, как купленный его родственниками унитаз через некоторое время после установки пришел в негодность -- откололась часть ободка унитаза вместе с той частью, к которой прикручивается бачок. Еще в магазине вместе с консультантом было проверено внешнее состояние унитаза, видимых повреждений на нем не обнаружили.

Гарантийный талон покупателям унитаза по каким-то причинам не оформили, а на просьбу заменить испорченный товар хозяин магазина заявил, что пользователи унитаза сами его разбили, менять он его не собирается и проводить экспертизу тоже не будет. На претензию об отсутствии гарантийного талона хозяин магазина сказал, что «это его дело -- оформлять или не оформлять гарантийку».

«При покупке любого товара или оказании услуги желательно обязательно сохранять чек», -- говорит эксперт ОЗПП Игорь Романов. «Если вам ставили унитаз или любую другую сантехнику, нужно сохранить договор с этой фирмой и чек об оплате этих услуг. Далее следует обращаться в магазин или к изготовителю работы. Если с вашими претензиями соглашаются, идет либо замена товара, либо денежное возмещение, дальше все соответствует общепринятой по закону процедуре», -- объясняет эксперт.

Согласно ст. 18 закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) «Последствия продажи товара ненадлежащего качества», потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные законом, -- срок годности или гарантийный срок. Если они не установлены -- два года с момента передачи товара покупателю (особые условия могут быть отдельно прописаны в договоре).

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене с перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается правительством России.

Защитники прав потребителей советуют, прежде всего, проверять, из какого материала сделана сантехника. «Они должны помнить, что обычная чугунная батарея лучше импортной из легких сплавов. Самые лучшие материалы -- это сталь и высококачественная латунь», -- говорит руководитель ОЗПП.

Игорь Романов замечает, что в случае недобросовестности и нежелания продавца выполнять законные требования покупателя необходимо оформить письменную претензию, используя чеки и договоры. Далее можно обращаться в суд. «Для судебного иска должна быть экспертиза качества изделия и экспертиза качества работ. Дальше решает суд», -- заключает эксперт.

Полная версия