Москва
18 декабря ‘24
Среда

Спор со страховщиками: аварийный вариант

Потерянный или забытый дома страховой полис -- это не повод для дополнительных переживаний при автомобильной аварии. Клиенты страховых компаний имеют право на возмещение ущерба и дубликат полиса. Суды из-за потерянных данных -- исключение из правила.

Если страхователь не имеет при себе страхового полиса, это не нарушение закона, поскольку в законе об ОСАГО не содержатся нормы, предусматривающие какую-либо ответственность за отсутствие у страхователя полиса в момент ДТП, говорят юристы. В таком случае страхователю желательно знать серию, номер и дату выдачи полиса.

В случае утери полиса в соответствии с п. 24 правил ОСАГО страхователь имеет право на получение дубликата. Второй и последующие дубликаты выдаются страхователю за плату, рассчитываемую исходя из расходов на их изготовление. Первый дубликат страхователь вправе получить абсолютно бесплатно, и это действие является обязанностью страховой компании, объяснили Infox.ru юристы.

«Если полис утерян, то ничто не мешает его восстановить на основании квитанций об оплате страховых премий либо выписок из банковского счета, что эти платежи проходили», -- комментирует юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Дмитрий Лесняк. Ряд косвенных доказательств (например, в виде карточек) также поможет решить этот вопрос. Специалисты советуют заниматься восстановлением утерянного полиса именно тогда, когда он непосредственно был утерян, а не когда факт утери уже наложился на страховой случай. «В случае совпадения утери полиса со страховым случаем возникнут дополнительные трудности», -- знает Дмитрий Лесняк.

Менеджер крупной компании рассказал Infox.ru, как у него возникли проблемы с «АльфаСтрахованием» после ДТП. На месте аварии сотрудники ГИБДД составили протокол, виновник (менеджер компании) указал своего страхователя. В компании у него были застрахованы полисы каско и ОСАГО, говорит участник ДТП. По истечении некоторого времени клиенту на домашний адрес пришло извещение, в котором сообщалось, что прошел суд, где истцом выступала «Росгосстрах-Столица» с иском к нему и компании «АльфаСтрахование». В то время, когда проходил суд, менеджер отсутствовал в городе, разбирательство провели без него. Цена вопроса составляла 13 тыс. руб. -- ущерб, который он причинил другому автовладельцу.

По закону о страховании этот ущерб должна была погасить страховая компания. Но в решении суда было заявлено, что клиент не застрахован, соответственно, должен платить самостоятельно. Сначала менеджер не мог найти свой полис, подтверждающий страхование, стал звонить в компанию и выяснять, что ему в таком случае делать. «Также я позвонил в независимое общество автостраховщиков, там мне сказали, что единой базы страхователей нет, есть только номера полисов, которые отправляются в ту или иную страховую компанию», -- рассказывает потерпевший.

В итоге клиент все-таки нашел свой полис и теперь подал апелляционную жалобу в суд об отмене решения ввиду вновь открывшихся обстоятельств. «Это крупная компания, я не поверил, что был попросту вычеркнут из базы», -- недоумевает он. После апелляционного суда пострадавший намерен подать заявление о взыскании морального вреда.

Компания «АльфаСтрахование» не ответила на письменный запрос Infox.ru.

«Полис ОСАГО самокопирующийся, первый экземпляр остается на руках у страхователя, второй обязательно хранится в архиве не менее трех лет, -- говорит руководитель службы контроля качества страховой компании МАКС Ирина Согомонян. -- Если полис утерян, по заявлению страхователя делается дубликат, и полис восстанавливается. При утере полиса в любом случае нужно ставить компанию в известность».

«В данном случае страховая компания, узнав, что у клиента якобы утерян полис, просто решила на нем таким образом сэкономить, -- комментирует Дмитрий Лесняк. -- И если порядок договора был страхователем соблюден, он может рассчитывать на получение возмещения, и на компенсацию морального вреда, и на убытки».

В телефонном разговоре с сотрудниками страховой компании необходимо узнать должность, фамилию, имя и отчество сотрудника, записать время и дату разговора. Это необходимо для подтверждения фактов в случае возникновения судебного спора. Но более эффективный способ -- личная беседа с сотрудниками компании и получение письменных ответов на поставленные вопросы.

«Универсальный совет -- максимально придерживаться в данных отношениях текста договора, -- говорит Дмитрий Лесняк. -- Специфика в том, что само по себе страхование не является какой-то платной услугой, то есть нельзя рассчитывать на то, что вы заплатили страховую премию и вам в ответ на это должны исполнять какие-то обязательства».

Страхование относится к группе так называемых алеаторных, то есть рисковых сделок. К таким же сделкам относятся наследование, игры, аукционы, конкурсы, игровые автоматы, казино и прочее.

«Закон прямо говорит о том, что последствия договора, в том числе выплата страхового возмещения, связаны не столько с фактором добросовестности сторон, сколько с совпадением ряда обстоятельств, которые предусмотрены договором, -- говорит Дмитрий Лесняк. -- Поэтому при наличии страхового случая если застрахованное лицо не соблюдает четких требований к предъявлению этого страхового случая к страховщику, то он освобождается от ответственности».

«Естественно, страховщики стараются максимально усложнить саму процедуру получения возмещения», -- говорит Дмитрий Лесняк. Для того чтобы настаивать на возмещении, потребитель должен собрать все необходимые документы; если это автострахование, то обязательно представить справку о ДТП в страховую компанию в течение трех дней.

Если эти правила не будут соблюдены, то рассчитывать на возмещение не стоит, уверяют юристы.

Полная версия