Терминалам не хватает денег на бумагу
Данные с чеков, получаемых при пользовании платежными терминалами, через короткое время исчезают даже при бережном хранении, утверждают юристы. Проблема связана с низким качеством бумаги и актуальна для тех, кто погашает через терминалы долги по кредитам или оплачивает услуги ЖКХ.
О проблеме «исчезающих чеков» Infox.ru рассказала юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Мария Свиридова. «Даже если чек лежит в закрытом месте, не на свету и не в кармане или сумке, где он мог стереться, через некоторое время выясняется, что ничего не видно», -- говорит она. «Если потребитель просто оплачивает мобильную связь, то чек, как правило, сохраняется в течение двух дней, пока на счет не придут средства или же вообще не сохраняется. Но те, кто осуществляет долгосрочные платежи, в частности, оплату по кредитам, если платеж пропадает, обнаруживают, что чек они сохранили, а просмотреть данные не могут. Вспоминают о чеке через три-четыре месяца, а он пуст, бумажка еле читается», -- объясняет Мария Свиридова.
В ОЗПП неоднократно обращались с жалобами на «пустые» чеки, сейчас обращаются регулярно. «Ко мне часто приходили люди. Подтверждение платежей у них есть, а чеки выцвели», -- рассказывает Мария Свиридова.
Юрист ОЗПП лично столкнулась с проблемой «исчезнувшего» чека. «Долгое время я оплачивала интернет через терминалы. Все чеки я сохраняла в плотной картонной папке. Через некоторое время понадобилось «поднять» платеж, взяла из папки чек, а он пустой. Я сохраняю все чеки за интернет, и от недели до двух-трех месяцев надписи на них стираются. Из примерно тридцати чеков у меня выцвели все, полученные в одном и том же терминале, – порядка шестнадцати», -- жалуется она.
Качество чека и его сохранность отличаются в зависимости от терминала. «Бывает, что в одном терминале чек не выцветает – там бумага чуть плотнее. А с чеков на гладкой, тонкой бумаге чернила исчезают от недели до двух месяцев. Степень выцветания разная: бывает, остается какой-то след, в то же время я видела абсолютно белые листы бумаги». По словам Марии Свиридовой, вопрос относительно того, что служит причиной проблемы -- бумага или чернила, -- пока еще не поднимался.
Сохранность чеков зависит от качества бумаги, утверждает директор по развитию платежной системы Pay Transfer Сергей Котельников. «Принтер в терминалах печатает одинаково, аппараты сами по себе все достаточно хорошего качества. Но бумага бывает дешевая и некачественная, поэтому и хранится не так долго. Те, кто эксплуатирует терминал, на ней экономят. Разница в цене качественной и дешевой бумаги составляет порядка 20%», -- говорит он. Дешевая бумага плохо отрезана, забивает оптику на принтере, иногда просто блокируя его работу. В результате терминал часто даже не выдает чеки.
Доказать в банке факт совершения платежа с выцветшим чеком сложно, говорят юристы. Необходимо сделать достаточно много запросов, в том числе и в платежный сервис. Придется также обращаться к собственнику самого аппарата. Терминал отбивает второй фискальный чек. С помощью данных, хранящихся в нем, можно узнать о прохождении платежа.
«Как правило, банки встают в позицию «у вас нет доказательств». Они не видят этот платеж, а люди не знают, что им делать, потому что срок прошел достаточно давно. Одно дело -- найти платеж, который просто не дошел до адресата, и человек узнал об этом в течение пары суток максимум, другое дело -- если человек просто помнит, что он платил, но ни даты, ни обозначения, где был осуществлен платеж, нет. В таком случае собрать доказательную базу очень сложно», -- говорит Мария Свиридова.
Несмотря на то что в каждом банке есть своя база платежей, найти в ней данные проблематично. По словам юриста ОЗПП, ни один оператор платежной системы также не даст гарантии, что он найдет ваш платеж, в силу того, что количество людей, которые ежедневно пользуются этими терминалами, очень большое.
Сами платежные сервисы отрицают проблему «исчезающих» чеков, полученных из их терминалов. «Мы не сталкивались с подобными жалобами от пользователей, более того, были случаи, когда к нам обращались с хорошо читаемыми квитанциями годичной давности», -- заявляет pr-менеджер компании Qiwi Юлия Мансурова. «В платежных терминалах, как и в кассах, установлены термопринтеры, принципом работы которых является использование специальной термической бумаги, темнеющей под воздействием тепла. Таким образом, срок годности квитанций, выдаваемых платежными терминалами Qiwi, такой же, как и любого другого чека», -- утверждает она.
Юристы советуют обращаться к владельцам терминалов, через которые осуществлялся платеж с просьбой предоставить документ, свидетельствующий о факте операции оплаты.
«Когда осуществляется платеж, аппарат фиксирует данные о том, что данная сумма поступила. То есть косвенную информацию можно получить от владельцев терминалов», -- считает заместитель директора по вопросам корпоративного права и сопровождения банковской деятельности юридической группы «Яковлев и Партнеры» Майя Чудутова.
Если проблема приобретает массовый характер, физическим лицам нужно обращаться в Роспотребнадзор. «Роспотребнадзор может на глобальном уровне поднять вопрос о необходимости предъявления каких-то требований к техническим характеристикам аппарата: качеству чернил и бумаги», -- говорит юрист.