Открывать собственный бизнес под известным брендом выгоднее всего в сфере фастфуда. Точки быстрого питания окупаются быстро, несмотря на кризис.
Главный менеджер Ассоциации франчайзинга (РАФ) Валерий Перков говорит, что компании, развивающие бизнес по франшизе, приспосабливаются к рынку по-разному, в зависимости от объема банковских кредитов. Большинство франчайзинговых сетей берегут участников и стараются сохранить количество магазинов, в том числе за счет послаблений в платежах, например, по роялти (компенсация за использование патента). «В период кризиса объем продаж франшиз не растет. У многих франчайзоров, особенно крупных, упали темпы открытия новых точек из-за сложностей в получении кредитов по нормальным ставкам. С действующими ставками очень трудно работать с прибылью. В последнее время появился интерес к малобюджетным франшизам. Они пользуются большим спросом», -- заключает он.
Из-за трудностей с кредитованием покупателям франшиз приходится выбирать быстроокупаемые проекты. Участники рынка утверждают, что это фастфуд. Директор по франчайзингу «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (сети ресторанов «Сбарро», «Восточный Базар», «Баш-на-Баш», Viaggio Italiano) Малхаз Аласания говорит, что для поддержания уровня развития сети пришлось ввести формат «экспрессов», который облегчает план развития действующим франчайзи. «Раньше мы брали взнос за открытие новых точек сразу, сейчас мы индивидуально подходим и позволяем растягивать оплату, минимум на три месяца, чаще до конца года, если точка открывается в начале. Число подписанных контрактов из-за кризиса не изменилось. Заявления на открытие остаются на прежнем уровне: общепит – очень выгодный сектор для вложения денег», -- говорит он.
В ОАО «Росинтер ресторантс холдинг» уверяют, что окупаемость сетевых точек не изменилась. По словам начальника управления по франчайзингу Светланы Князевой, для этого компания использовала специальные предложения в меню.
Владелец и генеральный директор сети магазинов детской одежды «Рикки-Тикки» Ольга Кузнецова говорит, что из-за кризиса срок окупаемости магазинов вырос на 30%. «В первую очередь это вызвано падением спроса, которое произошло значительно быстрее, чем возможное снижение затрат. Пока спрос упал процентов на 10-15. Дальше окупаемость будет хуже», -- жалуется она.
Директор по франчайзингу компании «Твое» Анастасия Нажмитдинова говорит, что магазинам удалось снизить верхний порог окупаемости до 12 месяцев. «В том числе за счет снижения арендных ставок. Кроме того, увеличился поток покупателей, которые переориентировались из верхнего ценового сегмента», -- пояснила она.
Продавцы офисной одежды страдают от падения объема продаж в связи с заметным снижением покупательского интереса к предметам строгого делового гардероба, в отличие от одежды офисного и более свободного стиля. Коммерческий директор сети магазинов деловой одежды Ketroy Павел Лынев жалуется, что магазинам трудно договориться о снижении арендных ставок. «Ситуация меняется, но не так динамично, как хотелось бы. Многие арендодатели пока еще не поняли, что «все мы в одной лодке» и строить успешный арендный бизнес «на костях» розницы не получится», -- говорит Павел Лынев.
Сроки окупаемости розничных проектов увеличатся до 3-5 лет, считает Павел Лынев. «Ранее окупаемость с учетом капитальных затрат составляла в среднем 1,5-2,5 года», -- отмечает он.