Тихие войны городских дворов
Бороться с вандализмом во дворах сложно. А узнать, кто и почему поцарапал ваш автомобиль, просто невозможно. Так же как и найти злоумышленников. Остается лишь правильно заполнять бумаги.
Нет ничего обиднее для автолюбителя, чем царапина или вмятина на автомобиле, полученная не в ДТП, а в результате чьих-то хулиганских действий. Подобные проявления вандализма родились фактически одновременно с появлением автомобиля, но сегодня приобрели поистине колоссальный размах.
Чаще всего встречающаяся разновидность вандализма -- повреждение кузова машины или прокол шин. Секундный всплеск народного гнева оборачивается для автолюбителей огромной потерей времени и денег.
Никакой определенной статистики по количеству изувеченных автомобилей нет, но, судя по сообщениям на автофорумах в интернете, число таких «диверсий» с наступлением кризиса заметно выросло. Кто-то считает умышленную порчу чужого имущества обычным хулиганством, другие прослеживают связь с экономическим кризисом. Мол, потерявшие работу вымещают зло на более успешных.
Доля истины в этом есть. Действительно, как правило порчей чужого имущества занимаются отнюдь не случайные прохожие. Психологи отмечают, что в данном случае, как и в случаях поджога автомобилей, можно говорить о психически неуравновешенных людях. Впрочем, порой мотивом служат зависть и несостоятельность. На интернет-форумах нетрудно найти сообщения, авторы которых с гордостью рассказывают о своих проделках. «А я люблю иногда ночью пробежаться по машинам, стоящим где-нить рядом... У самого машины нет и не будет. Не люблю их. Большие, громоздкие и загрязняют воздух», -- пишет один из пользователей. «Однажды пару лет назад возвращался домой поздно вечером в метель, уставший, с тяжелыми сумками. Тротуар, ведущий к дому, весь перегородили машины... Обойти невозможно. В бешенстве ногами измолотил какую-то машину, вмятины были нехилые», -- добавляет следующий.
Сегодня ночью я три шины пропорол
Чаще всего случаи автовандализма происходят в густонаселенных районах города, во дворах, где парковочных мест в обрез, а машину, и часто не одну, имеет каждая семья. Хотя большинство домов в Москве оборудовано камерами видеонаблюдения, проку от видеосъемки мало. Орудуют вандалы в темное время суток, в объективы камер стараются не попадать, а если и попадают, то без последствий. Как рассказали корреспонденту Infox.ru в одном из отделений милиции, сотрудники которого расследовали кражу автомобиля, качество изображения на видеосъемке (если она имеется), как правило, такое, что не то что лица, а и одежду злоумышленников разглядеть сложно.
Наиболее эффективны системы видеонаблюдения с инфракрасной подсветкой, позволяющие снимать ночью с минимальной потерей качества. Однако такая техника из-за своей дороговизны (комплект стоит порядка €1 тыс.) во дворах, где стоят автомобили простых обывателей, практически не встречается.
Не каждый полис поможет
Самый популярный и надежный способ свести к минимуму убытки от действий недоброжелателей -- страхование машины. Однако при заключении договора КАСКО следует уделить особое внимание пункту, где оговариваются условия хранения автомобиля. Зачастую страховые компании (СК) четко оговаривают место ночной стоянки машины (гараж, подземная или платная парковка) и, если авто изувечили в другом месте (во дворе), отказывают в страховом возмещении.
Как правило, полис, не имеющий подобных ограничений, стоит немногим дешевле полного, поэтому экономия в данном случае не оправдана. Вызвать своим автомобилем недовольство «неадекватных прохожих» можно в любом месте -- во дворе собственного дома, около супермаркета и даже на платной парковке. Страховой полис должен предусматривать все возможные риски вне зависимости от местонахождения автомобиля.
Соглашаться на франшизу при покупке полиса также не стоит. В первую очередь по причине небольшой суммы, которую предполагает локальный ремонт. Франшиза -- это разновидность автострахования, которая может быть двух видов: безусловная и условная.
Первая схема предполагает, что автолюбитель платит часть суммы страховки. Например, $500. При обращении из начисленной для ремонта суммы компания вычтет часть денег, равную взносу. Говоря другими словами, если вы внесли $500, ремонт предусматривает выплату $1 тыс. -- вам перечислят $500.
Условная франшиза предполагает установление определенной планки (например, в $700), которую владелец и платит при оформлении договора. Если ущерб оценивается меньше установленной суммы, то ремонт автовладелец осуществляет самостоятельно. Если же сумма выплаты больше, то компания выплачивает стоимость ремонта полностью. Если учесть, что при расчете стоимости работ страховые компании принимают во внимание износ и амортизацию деталей, то вполне вероятно, что поврежденную вандалами деталь придется восстанавливать за свой счет.
Когда под горячую руку «народного мстителя» попадает застрахованный автомобиль, у владельца возникает другой вопрос: что делать дальше? Прежде всего необходимо вызвать сотрудников милиции, которые должны зафиксировать дату, время и место совершения противоправных действий. После этого получить талон-уведомление и справку об отказе от возбуждения уголовного дела. При этом в документе должна обязательно стоять форма ПДТЛ (причинение ущерба вследствие противоправных действий третьих лиц) с указанием того, что ущерб значителен.
Следует внимательно изучить сроки подачи заявления в страховую компанию (возможный период -- от четырех дней до месяца). Не стоит забывать, что при написании заявления документы и справки из милиции можно представить позже. Если в СК предусмотрена эта услуга, то заявление можно отправить по электронной почте и не тратить время на многократные посещения офиса.
Когда все необходимые бумаги на руках, необходимо отправиться к страховщикам с талоном-уведомлением, полисом и всеми документами на автомобиль. Далее СК должна зарегистрировать ваше заявление. Если все документы оформлены верно, в скором времени должна последовать компенсация стоимости ремонта.