Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Передвижная лаборатория сканирует улицы Москвы

Московские власти в борьбе за качественный ремонт дорог решили применить новое оружие -- передвижные дорожные лаборатории сразу с четырьмя хитроумными системами на борту.

В последнее время строительству, реконструкции и ремонту дорог уделяется все большее внимание. Тем не менее дороги все еще остаются одной из тех самых известных российских бед.

«Дороги строят и ремонтируют, но изменения не очень заметны. Ремонтировать наши дороги -- это как воду в ступе толочь. Один участок отремонтируешь, приступаешь ко второму, а пока очередь дойдет до следующего, уже прохудился первый», -- рассказал Infox.ru сотрудник одной из дорожно-строительных компаний Дмитрий.

Корень бед

По расчетам специалистов, сроки эксплуатации отремонтированных дорог должны составлять 12--15 лет. На самом деле всем транспортно-эксплуатационным требованиям отремонтированные дороги отвечают три -- максимум пять лет.

Причиной преждевременного износа специалисты дорожных служб называют неверно составленные инженерами технические задания, ошибки при проектировании, нарушение технологий и некачественные материалы, используемые при строительстве и ремонте дорог.

Основные же причины ошибок при проектировании -- недостаток информации о толщине уже существующей дорожной одежды, а также недостоверные данные о геологических разрезах грунтов земляного полотна и подстилающего основания. По мнению специалистов, для качественной реконструкции дорог необходимо иметь полное представление о геологическом строении дорожных сооружений как в продольном, так и в поперечном направлении.

Вчера и сегодня

Ранее такую информацию получали вручную. Для этого автомобильные дороги бурили -- примерно три скважины на 1 км. По результатам исследований делали заключение обо всем участке. Но этих данных недостаточно для полного анализа состояния дороги.

Решить проблему качественного ремонта дорог пытаются московские власти. С этой целью городом было закуплено десять микроавтобусов, на базе которых с использованием разработок Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) были созданы дорожно-измерительные лаборатории.

Как объяснил Infox.ru руководитель проекта дорожных лабораторий МАДИ Юрий Васильев, «основное предназначение дорожной лаборатории -- мониторинг состояния улично-дорожных объектов города». «При этом речь идет о том, чтобы постоянно и регулярно осуществлять сбор информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дороги, -- рассказал он. -- Все полученные данные обрабатываются и анализируются. В результате анализ полученной информации служит основой для принятия управленческих решений при планировании и проведении ремонтных работ».

Достоинства

Четыре системы, установленные на машине, позволяют фиксировать различные характеристики дороги. Прежде всего это продольная ровность, от качества которой во многом зависит комфортность передвижения на автомобиле. Оборудование также позволяет фиксировать все неровности, выбоины и трещины на дорожном полотне. Оно же помогает оценивать и фиксировать состояние горизонтальной дорожной разметки. Другая система оценивает горизонтальную ровность, что дает возможность оценить форму и глубину колейности на дороге. Предмет особой гордости инженеров МАДИ -- двузонный георадар, это система, которая состоит из двух радаров. Они позволяют заглянуть под покрытие, вглубь. Высокочастотный георадар предназначен для оценки состояния дорожных одежд и способен заглянуть до 1 м в глубину. Второй георадар низкочастотный, его задача -- фиксировать под проезжей частью какие-либо инженерные коммуникации или определять факторы, которые могут явиться причиной провалов. Глубина, на которой этот радар способен сканировать, составляет порядка 7 м.

Все системы, установленные на автомобиле лаборатории, связаны с общим компьютером, который находится в салоне. Работа датчиков синхронизирована с системой глобального позиционирования спутниковой навигации, которые тоже установлены на машине. Это позволяет последовательно и непрерывно получать информацию о дороге, избегая путаницы и накладок, например, при необходимости сдать назад во время движения или при остановках на светофорах.

«Основные достоинства лаборатории -- это получение большего объема, более точной информации. Еще один плюс -- это уменьшение объема ручного труда. Раньше измерения на дороге проводили рабочие, а сейчас показания снимает экипаж из двух человек, причем скорость, при которой лаборатория в состоянии снимать показания, варьируется от 35 до 70 км/ч», -- рассказал Юрий Васильев. Он также добавил, что все передвижные лаборатории прошли порядка 15 тыс. км и уже собран большой объем полезной информации.

Полная версия