Пробки уже становятся причиной для изменения маршрутов наземного транспорта. В то же время перевод автобусов на другое направление не гарантирует в будущем его беспрепятственное движение. Проблема заторов стала еще актуальнее для пассажиров. Каков выход из сложившейся ситуации?
В Москве сокращается число автобусных маршрутов. Из-за тяжелой дорожной обстановки Мосгортранс изменил несколько автобусных линий, а одну и совсем сократил. В частности, маршрут № 995 с 17 января не останавливается на остановках «Аптека номер 462», «Зябликово» в обоих направлениях и «Магазин «Белград» при движении в центр. Маршрут № 95 изменил конечную станцию. Теперь автобус доезжает до станции метро «Домодедовская» вместо «Каширской». Маршрут № 231 и вовсе отменили. Все изменения произведены с разрешения префектуры и ГИБДД.
Официальные причины изменения маршрутов -- необходимость разгрузки шоссе и экономия средств. Фактически пассажирам предлагают пересаживаться на метро и даже планировать собственные маршруты для муниципального транспорта. Любой желающий может позвонить на горячую линию Мосгортранса и предложить свой вариант объезда того или иного загруженного участка, оставив сообщение на автоответчике.
Тем не менее новые автобусные маршруты не появляются, а старые продолжают сокращаться по числу и протяженности. Все больше появляется и укороченных линий. Они создаются для повышения объема перевозимых пассажиров на самых загруженных направлениях. На автобусах, идущих по укороченному маршруту, к номеру дополняют букву «К». Однако, несмотря на сокращение числа остановок, стоимость проезда не изменяется.
Впрочем, большинство маршрутов изменить практически невозможно. Как правило, конечные остановки наземного транспорта привязаны к станциям метро, а значит, перенести их в другое место невозможно. Именно у них возникают самые большие пробки. Пассажиры ждут транспорт, а автобусы стоят в очереди перед остановками: из-за турникетов в общественном транспорте время посадки увеличено во много раз. В результате получается замкнутый круг. Без новых дорог, автовокзалов проблему не решить.
Поэтому от переброски дополнительных машин на самые загруженные направления пассажиров на остановках меньше не станет, а автомобильные заторы только увеличатся. Водитель маршрутного такси одного из направлений на Щелковском шоссе признался: «Когда пробка, все машины стоят. Хочешь не хочешь -- куда денешься. Хоть 200 машин добавь, все равно все встанут и люди ждать будут».
Большинство специалистов сходятся во мнении: единственным решением проблемы перевозки пассажиров в Москве могут стать только скоростной трамвай или так называемое легкое метро. Скорость движения у этого транспорта в два раза выше, чем у традиционного, а строительство линий скоростного трамвая обойдется городу в 3,5 раза дешевле, чем метро. Но самое главное, что на движение передвижного состава не повлияют пробки. Более того, местами скоростной трамвай можно пустить по линиям наземного. Также всегда остается возможность дублировать загруженные участки дорог по «второму этажу».
В перспективе, возможно, будут введены новые маршруты: от улицы Академика Янгеля через Южное Бутово до Щербинки, от станции метро «Университет» и далее к району Щукино, от Ивановского -- в Новокосино и Кожухово с дальнейшим выходом на действующие трамвайные пути у станции «Новогиреево», а также от Коптева до Медведкова, от Чертановской улицы до Западного Бирюлева и станции метро «Теплый Стан», от станции метро «Университет» по Мичуринскому проспекту до района Очаково, от Открытого шоссе через Гольяново, Хабаровскую и 16-ю Парковую улицу до станции метро «Первомайская».
Впрочем, запустить легкое метро по всему городу и сразу решить проблему пассажироперевозок невозможно. Из-за специфики этого вида транспорта в местах пересечения линий с автомобильными магистралями необходимо строить дорогостоящие мосты, эстакады и тоннели. Еще один минус скоростного трамвая -- постоянный шум, для его снижения необходимо возводить специальные шумоподавляющие экраны, которые явно не украшают город. Помимо этого эксплуатация скоростного трамвая связана с дополнительными расходами на очистку платформ от снега и льда, ремонт путей и пр.