Новые таможенные пошлины резко сократили количество желающих ввезти автомобиль. Таможенные терминалы опустели, а эксперты уже подсчитывают, сколько денег потеряет государство.
Многомиллиардные потери для бюджета и огромный рост безработицы в приграничных регионах -- таковы первые результаты введения новых таможенных пошлин на ввозимые из-за рубежа автомобили. За один день работы таможенных терминалов по новым правилам количество ввозимых в страну иномарок упало в десятки раз. В частности, через выборгскую таможню за 12 января был ввезен лишь один автомобиль. Подобная ситуация и на других границах -- в Приморье и Калининграде. Заместитель начальника Владивостокской таможни по экономической политике Леонид Гурин прогнозирует снижение таможенных сборов на 40%, то есть если в прошлом году растаможка принесла казне около 28 млрд руб., то в этом году в лучшем случае можно рассчитывать на 11 млрд. И то лишь в самом благоприятном случае.
Практически весь 2008 год на центральном таможенном посту Владивостока ежедневно оформлялось порядка 900 автомобилей. В основном, с объемом двигателя от двух литров. После увеличения таможенных ставок ввозить такие автомобили стало просто разорительно. Единственный сегмент машин, на который, возможно, сохранится спрос, -- автомобили с объемом двигателя до 1500 куб. см. Растаможка таких машин выросла всего на 40 тыс. руб. Пустяки, по сравнению с ростом таможенных пошлин на автомобили с двигателями больших объемов. К примеру, растаможка популярных во всей стране микроавтобусов японского производства с объемом двигателя 2,4 литра обойдется уже на 100 тыс. руб. дороже. Для жителей Приморья, где средняя зарплата составляет 10--15 тыс. руб., а более 90% всего автомобильного парка -- с правым рулем, подобное повышение сделает иномарки из Японии фактически недоступными.
А про Сибирь и Урал, где «японцы» не менее любимы автомобилистами, говорить и вовсе не приходится. Вместе с таможенными пошлинами выросла и цена железнодорожных перевозок. За последние три месяца услуги железной дороги дорожали дважды. Первый раз тарифы на пробег арендованных и собственных вагонов увеличили в октябре на 13% от ставки, а второй -- уже на 16%, аккурат к введению новых пошлин -- 31 декабря. Также выросли цены на станционные и маневровые сборы.
В результате доставка автомобиля, к примеру, в Новосибирск за последние три месяца выросла с 40 до 50 тыс. руб., и, как рассказал корреспонденту Infox.ru директор одной из небольших транспортных компаний, будет продолжать расти и дальше. Сегодня многие частные компании, которые занимаются перевозкой грузов, опасаясь оттока клиентов, вынуждены идти на дополнительные расходы, компенсируя столь резкий скачок цен, однако работать себе в убыток никто не желает.
Тем не менее, как стало известно корреспонденту Infox.ru, автолюбители Приморья не собираются мириться со сложившейся ситуацией. Акции протеста против новой таможенной политики под лозунгами «Лучше сразу умереть, чем пересесть на «ВАЗ» пройдут на Дальнем Востоке 1 февраля. Ведь другие автомобили, кроме архаичных вазовским моделей и «праворуких» иномарок, за пределами Московской области в наступившем году купить будет практически нереально.
Несмотря на мировой финансовый кризис, почти все автопроизводители, продающие свои автомобили в России, уже объявили о повышении цен на свои машины. По данным агентства «Автостат», иномарки в автосалонах подорожают в среднем на 7,2%. На повышение цен также повлияет инфляция и разница в курсе валют. В результате сильнее всех подорожают китайские автомобили: Brilliance, BYD, Great Wall и FAW -- на 15--20%. Volvo поднимет ценники примерно на 15%, Toyota -- от 3 до8%. Subaru подорожает на 15%, Chevrolet -- до 8%, Ford -- на 5%, Lexus прибавит в цене от 3 до 4,8%. Среди немецких машин сильнее всего подорожает BMW -- до16%. Далее Audi с приростом от 4 до 15% и Mercedes-Benz с прибавкой в 3,4--6,1%. Заканчивает список Opel со своими 2,5%.