Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:24
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Уволенных рабочих «АвтоВАЗа» переселяют в Калужскую область

Опубликовано
Текст:

Правительство планирует переселить тысячи уволенных работников «АвтоВАЗа» в Калужскую область в рамках программы реорганизации моногородов. Если пилотный проект в Тольятти будет реализован, предложение переехать будет сделано жителям других моногородов. Переселение жителей моногородов не может быть массовым, предупреждают эксперты.

Один из планов реструктуризации «АвтоВАЗа», рассматриваемых в правительстве России, предусматривает переселение части сокращенных сотрудников предприятия в Калужскую область и их трудоустройство на заводах Volkswagen, рассказал Infox.ru источник, знакомый с ходом консультаций в правительстве, сотрудник администрации Тольятти и представитель администрации Калужской области.

Переезд работников «АвтоВАЗа» должен стать экспериментальным проектом по реорганизации моногородов (то есть населенных пунктов, большая часть работоспособного населения которого трудится на одном градообразующем предприятии). В случае его утверждения вопрос переселения станет актуальным для жителей нескольких сотен других проблемных моногородов, пояснил источник. Бюджет пилотного проекта источник оценивает в $1 млрд.

Инженеры готовятся к переезду

Изначально план переселения сотрудников «АвтоВАЗа», трудоустройство которых в Тольятти невозможно, разрабатывался администрацией Калужской области с привлечением консалтинговой компании Strategy Partners. «После обмена мнениями с администрацией Калужской области мы пришли к выводу, что область может абсорбировать до 5 тыс. сотрудников», -- рассказал Infox.ru Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners, консультирующей администрацию Калужской области по этому проекту. По его словам, проект будет подготовлен в течение текущей недели. «Оценки, во сколько обойдется переезд сотрудников бюджету, называть преждевременно, но в любом случае это выгоднее, чем платить людям пособие по безработице, -- отметил Александр Идрисов. -- А главное -- экономике России выгодно выводить людей оттуда, где какое-то время будет сохраняться депрессивная ситуация, и перемещать туда, где есть потенциал экономического роста. На создание новых рабочих мест в Тольятти потребуется время, а переезд -- это срочная мера. Для Самарской области, может быть, это не самый выгодный вариант, но в данном случае нужно думать в первую очередь о людях».

Возможность миграции сотрудников «АвтоВАЗа» из Тольятти в Калужскую область действительно прорабатывается, но сроки переезда, количество переезжающих, обеспечение их жильем и прочие частные вопросы пока остаются дискуссионными, подтвердил один из чиновников правительства Самарской области. Начальник пресс-центра «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов не стал комментировать проект Калужской области.

Лидер профсоюза «Единство» (при «АвтоВАЗе») Петр Золотарев рассказал, что предложение о переезде уволенных сотрудников «АвтоВАЗа» «поступило от руководства Volkswagen, который расширяет свои мощности в Калужской области и нуждается в рабочей силе». Подробности переговоров о переезде профсоюзному активисту неизвестны. Александр Идрисов говорит, что проект переселения может затронуть 5 тыс. работников «АвтоВАЗа». По информации представителя мэрии Тольятти, предложение переехать будет сделано работникам инженерно-технического корпуса.

«Проблема в том, что очень хороших специалистов с «АвтоВАЗа» не уволят, а низкоквалифицированные не нужны в Калуге, -- говорит директор отраслевого аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. -- Конечно, специалисты очень высокого уровня есть среди сотрудников пенсионного и предпенсионного уровня, но они не настолько мобильны, чтобы на старости лет ехать из Тольятти, в котором они прожили всю жизнь, в Калугу».

Александр Идрисов не соглашается: «Я не думаю, что при том масштабном сокращении, которое планируется на «АвтоВАЗе», в число уволенных не попадут высококвалифицированные люди».

Согласно планам правительства и руководства «АвтоВАЗа», на предприятии должно остаться 74 тыс. сотрудников. В начале года работали 106 тыс. человек, а сейчас осталось 93-94 тыс. То есть всего сократят 32 тыс. относительно уровня начала года или 20 тыс. по сравнению с текущим уровнем.

На каждого уволенного с АвтоВАЗа приходится по два-три уволенных с предприятий-смежников, также расположенных в Тольятти, говорит Сергей Целиков. «На «АвтоВАЗ-Агрегате» уже больше 1,5 тыс. человек сократили, на «Детальстройконструкции» -- порядка 700 человек, на Тольяттинском заводе технологического оснащения сокращают половину и так далее, -- перечисляет эксперт. -- Параллельно с «АвтоВАЗом» начало сокращаться все кругом. Поставщики и дилеры начали сокращать людей. Люди теряют работу -- меньше покупают, падает выручка в магазинах. Недвижимость каждый месяц валится и валится. Практически все риэлтеры в городе -- почти банкроты».

Мест нет

Накопленный в России опыт свидетельствует о том, что переселение жителей моногородов не может быть массовым, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Например, при создании в конце 1970-х -- начале 1980-х годов Старооскольского металлургического комбината из других регионов СССР туда переезжали лишь высококвалифицированные инженеры, а неквалифицированная рабочая сила в основном привлекалась из ближайших областей. «Логично ожидать, что и в Калуге основная масса рабочих будет сформирована местными кадрами, не обязательно только из Калужской, но и из соседней Брянской области», -- полагает Владимир Климанов, но допускает, что «при адекватном стимулирования со стороны государства» возможно переселение из Тольятти «нескольких десятков, максимум -- пары сотен высококвалифицированных кадров». Директор института рассказывает, что уже сейчас в Калужскую область на менеджерские позиции переехали сотрудники из стран СНГ, в частности из Узбекистана.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики профессор Наталья Зубаревич допускает, что «через несколько лет при развитии автомобильного кластера Калуга столкнется с дефицитом трудовых ресурсов и перетащит часть занятых на «АвтоВАЗе», но это будет не в 2009 году и, скорее всего, не в 2010-м». «При этом совершенно понятно, что увольнять с «АвтоВАЗа» надо уже сейчас, -- подчеркивает она. -- Так что по времени это не сильно связанные между собой меры». Профессор считает, что самый простой вариант -- «когда люди едут в Калугу на время как трудовые мигранты, а не переезжают на постоянное место жительства с семьями».

Директор субрегионального бюро Международной организации труда Мартина Лубиова отмечает, что низкая мобильность в России вызвана «пропиской, привязкой к жилью, большими расстояниями и, наверное, особой славянской привязанности к дому». Она не верит, что активные миграции населения из региона в регион сейчас возможны. Деньги, выделяемые российским правительством в рамках региональных программ занятости, эксперт считает недостаточными для решения проблемы «структуральной несбалансированности». Мартина Лубиова убеждена, что необходимо найти системное решение, подходящее для всех проблемных моногородов. «Всегда можно выручить одно предприятие, но если таких 400, надо искать системные подходы, привлекать работодателей», -- говорит она.

Эксперты отмечают, что надеяться на массовые переезды жителей моногородов не стоит. «Конечно, нужно стимулировать перемещение трудовых ресурсов, сняв как можно больше ограничений, но это проблема не моногородов как таковых, а вопрос о новых траекторий развития страны в целом, и возможности такой миграции сильно ограничены, -- говорит Владимир Климанов. -- Поэтому нужно находить максимум возможностей для внутренней переориентации этих территорий, для перепрофилирования, максимально активизировать внутренние ресурсы».

Сергей Целиков тоже считает, что лучшим решением для уволенных с АвтоВАЗа было бы создание новых сборочных предприятий в самом Тольятти. Наталья Зубаревич не сомневается, что для решения проблем «АвтоВАЗа» сотрудников предпенсионного возраста придется отправить на пенсию, а остальным государство должно «помочь -- хотя бы информационно и средствами на начальную адаптацию -- в поиске работы в Самаре, в других ближайших регионах».

В перспективе, «если автомобильные кластеры будут развиваться так, как планировали до кризиса западные компании, возможно привлечение лучших кадров «АвтоВАЗа» не только в Калугу, но и в Санкт-Петербург и на другие автомобильные производства», уверена Наталья Зубаревич. «География автомобильного производства очевидно будет смещаться, -- соглашается Владимир Климанов. -- Наверное, вряд ли уже когда-нибудь «АвтоВАЗ» выпустит 800 тыс. автомобилей, как в 2008 году. В России уже реально сложились две системы автомобилестроения: старые производства и новые. Последние, к которым относятся Калининград, Калуга, Санкт-Петербург, Таганрог, будут скорее наращивать производства, чем сокращать. С этой новой географией автопрома нельзя не считаться».

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама